Президент МТС Андрей Дубовсков: нескромно о конкурентах, выручке и будущем

В рамках ХХ Петербургского Международного экономического форума прошла пресс-конференция с топ-менеджерами МТС. Президент компании Андрей Дубовсков рассказал журналистам, почему больше не существует «большой четвёрки», когда сотовая связь станет бесплатной, а ещё предсказал будущее.

Гигантский бизнес и его развитие

Компании федерального уровня рано или поздно встают перед вопросом: как управлять федеральным бизнесом. Мы существуем на этой земле уже 23 года — ОАО «МТС» образовалось в 1993 году. До начала 2000-х годов МТС, равно как и другие игроки рынка, исповедовали достаточно примитивный принцип развития: стремились увеличить свое присутствие в регионах РФ и достичь федерального уровня с помощью открытия филиалов в каждом регионе, либо покупки, согласно законодательству того периода. Либо покупали независимые компании в регионах — в итоге после 2000 года вышли на федеральный уровень.

Сейчас проблема в том, что из Москвы управлять более чем 80-тью с лишним субъектами сложно, теряется фокус, не видишь, что происходит на местах. Получаешь непредсказуемые результаты. И когда сводишь их в отчёт – удивляешься, почему ты демонстрируешь такие результаты, а не те, которые от тебя ожидают инвесторы и акционеры.

В 2003-2005 годах мы, опираясь на мировой опыт, скомпилировали наши региональные филиалы по географическому принципу – и у нас получилось 8 макрорегионов. По этому пути пошли многие телекоммуникационные компании. В такой конфигурации мы прожили 10 лет. И сейчас поняли, что система себя изжила. Есть много минусов, свойственных этой структуре. Один из них таков: в каждом регионе РФ сейчас доли рынка игроков распределены достаточно жёстко. Есть регионы, где мы являемся абсолютными лидерами и зарабатываем столько денег, сколько все остальные конкуренты, вместе взятые. А в некоторых регионах мы абсолютные аутсайдеры: наша доля рынка — 5%. Выясняется, что подход  к работе в этих регионах для нас, как большой телекоммуникационной компании, должен быть разным. А мы стараемся его сделать одинаковым по географическому принципу в пределах макрорегиона, и это проблема.

Какова вероятность отвоевать долю рынка, если ты вложишь в этот регион миллиард, ведь конкурент тоже не будет стоять на месте? Вопрос ценности каждого вложенного рубля в каждый конкретный регион – ключевой вопрос эффективности нашего бизнеса.

Поэтому сейчас мы приняли решение объединить макрорегионы в пулы по определенным признакам. Новая модель управления основана на создании четырёх кластеров, в  каждый из которых вошли экономически похожие региональные филиалы. Структура управления в стадии трансформации, говорить об итогах ещё рано. В гигантских бизнесах, где речь идет о сотнях миллионах клиентов, не бывает быстрых результатов. Мгновенные результаты может принести лишь понижение тарифов в десять раз.

«2+1+1» вместо «большой четвёрки»

IMG_7071

Понятие «большая тройка» или «четвёрка» – журналистские фантомы и не имеют отношения к делу. Рынок здесь и сейчас – это не большая тройка или четвёрка. Нет математически выверенного и принятого критерия, который бы показывал, что все четыре сотовые компании являются крупными, и их надо называть «большая четвёрка». Для каждой компании есть понимание своего места. Выручка МТС от мобильных услуг, без учета продаж и оборудования в 2015 году в России составила 296,2 миллиарда рублей, что почти на 75 млрд рублей больше, чем аналогичный показатель «ВымпелКома». И для нас этот разрыв настолько значителен, что мы уже не готовы воспринимать эту компанию как часть «нашего мира» — того, который можно описывать в терминах отраслевого единства. По нашему пониманию, чтобы коллегам-конкурентам повернуть колесо истории вспять, должно случиться какое-то чудо. Они уже не в нашем классеСейчас это другой уровень – мы уже в институт поступили, а они ещё в седьмой класс ходят.

Показатель выручки «Мегафона» от мобильных услуг в России за 2015 год меньше выручки МТС. Мы заработали больше, чем «Мегафон», миллиардов на 30 с копейками (за 2015 год). Поэтому эту компанию мы ещё рассматриваем как часть «большой тройки», например. «МегаФон» мы воспринимаем как часть нашего мира, они серьезный конкурент, для них, чтобы догнать нас, чудес не нужно – они просто должны работать лучше нас.

Что касается оператора Tele2 и «Ростелекома» – масштаб этих компаниий с точки зрения финансовых показателей, выручки, рентабельности не просто на какую-то величину меньше – он в разы меньше. Компания зарабатывает в год десятки миллиардов рублей – мы зарабатываем сотни миллиардов рублей за тот же период.

То, что какая-то компания обладает лицензией на территории всей РФ, или то, что у нее есть частоты такие же, как у нас, не делает эту компанию «нашими одноклассниками». Я не пытаюсь быть высокомерным – это реальное положение дел. Я говорю о масштабах компаний. С нашей точки зрения, рынок представляет собой «2+1+1». 

Для «ВымпелКома», чтобы догнать «большую двойку», должно случиться чудо. Для Tele2, чтобы быть частью «большой четвёрки», – должно случиться пять чудес подряд. Я говорю о масштабах компании.

Что касается рентабельности бизнеса: и у нас, и у «МегаФона», и у «ВымпелКома» примерно одинаковая рентабельность – около 40%. Это говорит о том, что мы отличаемся по масштабу от других участников рынка серьезно, при этом сохраняя уровень рентабельности, свойственный всему рынку.

В более чем 40 регионах мы являемся лидерами, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где мы занимаем вторую позицию. Ещё в 20 регионах мы «бодаемся» с конкурентами – примерно на равных. В 15 регионах мы чувствуем себя слабо. Естественно, в таких регионах у нас есть белые пятна. Но у нас не стоит слишком остро вопрос, как бы их быстрее закрыть. Рынок так распределился, что нападающий теряет больше, чем защищающийся.

Бесплатная связь и технологии будущего

IMG_5968

Я думаю, что в будущем, в среднесрочной перспективе, операторы не должны брать деньги с клиентов. Мы не должны жить на те деньги, которые клиент должен платить за удовлетворение своих коммуникативных потребностей. Это и сотовая связь, стриминг, всё, что угодно. Всё, что мы ему даём, должно быть бесплатно.

На чём мы в таком случае станем зарабатывать? Как пример модели: становитесь клиентом МТС-банка, получайте карту, тратьте 10 000 рублей в месяц (у компании МТС уже появилось такое предложение — абоненты могут звонить бесплатно, если будут тратить не менее 10 000 рублей ежемесячно по карте МТС-банка – прим. ред.). К сожалению, не все в России могут себе позволить тратить в месяц такую сумму по карте. Но всё-таки количество людей, которые уже могут это себе позволить, исчисляется в десятках миллионов. Менять для этого образ жизни не нужно — достаточно просто оплачивать покупки в продуктовом магазине, расплачиваться на заправках и так далее.

Если говорить о технологиях и сетях, то массовый этап строительства базовых станций LTE завершён, мы уже перевалили через пик – построили около 20 тысяч базовых станций. В 2016 году так серьёзно, как раньше, LTE в 2016 году расширять не будем, нет смысла. Построенные сети нужно загрузить. Мы сильно опустили цены на телефоны и гаджеты, повели за собой весь рынок в этом направлении. Но, несмотря на это, уровень проникновения в LTE- смартфонов по нашим сетям в среднем по России сейчас составляет около 96%, в Москве – 218%, в крупных городах – 8-12%. Это значит, что только каждый десятый человек может пользоваться LTE-сетью со скоростными преимуществами. Каждый второй может пользоваться 3G-сетью, а остальные пока имеют не смартфон, а «звонилку». Так что следующий массовый этап строительства начнётся только в 2017-2018 году.

На рубеже 2020-2022 гг. мы ожидаем технологический скачок – появятся аппараты, поддерживающие 5G. Будет новый технологический цикл – потребуются новые серьезные вложения в новые сети, когда будет больше смартфонов.

А в будущем…. В будущем специальные гаджеты вообще исчезнут. Вся нужная вам информация будет отображаться на сетчатке глаз – это дело ближайших двух нескольких десятков лет. Всё будет происходить на уровне головного мозга – вы сами будете вызывать на сетчатке образы. 

Сейчас мы в социальных сетях ставим друг другу лайки, отправляем запросы «дружить». А через лет 50 люди научатся вызывать друг друга  силой мысли.

Человека человеком делают именно коммуникативные возможности. Без общения мы деградируем и человеком быть перестаём. Современный телеком как раз и занимается развитием этих возможностей. Может быть, несколько хаотично, но поступательно.

Текст и фото: Лариса Михеева.

Комментарии

Рекомендуем