×

Рецензия на «Призрак в доспехах»

Так уж исторически сложилось, что японские манги в России — удел единиц, как в бумажном виде, так и на экране. Поэтому «Призрак в доспехах» до премьеры рассматривался исключительно в сравнении со знакомыми всем картинами. Оптимисты надеялись на появление новой «Матрицы», пессимисты ехидно намекали на противоестественный союз Нео с Робокопом. Но итоге режиссёр Руперт Сандерс сумел удивить. И удивить приятно.

«С самых первых кадров зритель погружается в мрачный, детально прописанный и восхищающий своей изобретательностью мир, напоминающий классику кибертриллеров вроде «Бегущего по лезвию» или «Джонни-мнемоника». На высоте – работа художников, дизайнеров и создателей спецэффектов. Да и Скарлетт Йоханссон не привыкать играть роботов, наделенных человеческими чертами».

Intermedia.ru

Сюжет

В нашем случае это было самым важным (даже важнее обнажённой Йоханссон). Покажут нам очередную суперборчиху со злом, коих и так развелось больше, чем надо, или, опираясь на историю Масамунэ Сиро (создатель оригинальной манги), Голливуд сумеет создать нечто новое, отличное от привычных кинокомиксов? Скорее второе, и это радует. Хотя и совсем без первого обойтись не получилось.

Сколько раз уже мы с вами попадали в историю, когда первые 10 минут фильма хороши, но о том, что было дальше, не хочется даже вспоминать? Так вот, «Призрак в доспехах» — это зеркальная картинка. Сразу после того, как мы в деталях узнаём, из чего сделана наша «девчонка» (первые 3 минуты), начинается заунывный диалог. Но, к счастью, это первый и последний провальный момент в фильме. События развиваются — и «Призрак в доспехах» начинает нравиться всё больше и больше.

Отметим, что сладкое влияние Голливуда таки оказало своё влияние на сюжет. Если в манге корень зла лежит в утрачивании людьми человеческих качеств, то в фильме Сандерса зло воплотилось в некой могущественной корпорации. И ещё целый набор типично голливудских штучек, который, впрочем, не портит впечатления и атмосферу не нарушает.

Будущее в стиле киберпанк, созданное Сандерсом и его командой графистов – бесподобно. Мегаполис  Нью-Порт сити сверкает, как новогодняя ёлка. Голографические фигуры высотой с небоскрёб, автомобильные трассы на уровне 15-20 этажей, футуристично одетые люди, не совсем люди и совсем не люди. Всё это, разумеется, с японским колоритом. Но всё это пир во время чумы — город столь же мерзок, сколь и красив. Он весь какой-то больной, умирающий, как сегодняшние трущобы в каком-нибудь Бангкоке. В итоге создаётся тревожная, гнетущая атмосфера – идеальный фон для истории девушки-киборга, именуемой «Призрак в доспехах».

«Нужно сказать, что Скарлетт Йоханссон чудесна в роли сурового киборга-убийцы. В галерее ее экшн-героинь Майор, как не парадоксально, выглядит наиболее живой, а за ее неуклюжей механической походкой наблюдать — одно удовольствие».

Kinomania.ru

«Призрак в доспехах»

Она же Мира, она же – «Майор», она же – Мотоко Кусанаги. Из-за японского происхождения героини, кстати, ещё до премьеры было сломано немало копий. В адрес Сандерса посылались проклятия за утверждение на главную роль Скарлетт Йоханссон. «Как же так?!» — кричали фанаты манги – «Как рука поднялась расовую японку Мотоко превратить в этническую датчанку?!». Но во-первых, в той же манге чёрным по белому написано, что от той Мотоко остался только мозг (даже без воспоминаний), а инженеры компании Ханко Роботикс дали ему тело на своё усмотрение. А во-вторых, поклонникам аниме вообще грешно было требовать назначения на эту роль японской актрисы. Вот вам оригинальная «Призрак в доспехах» из аниме-сериала — так уж и этническая японка?

Что же касается Йоханссон, то она до цента отработала свои баснословные $10 000 000, полностью перевоплотившись в героиню манги. Знаменитая женственность актрисы исчезла бесследно – Мира всё время сутулится, ходит как мужик, носит ужасные куртки и страдает косноязычием. Ей нет нужды хорошо выглядеть и очаровывать, она – «Майор». Даже в знаменитых «голых» сценах нет ни капли эротики – это всё равно, что вожделеть «Барби». Но в то же время героиня мучается, ища своё место в мире людей и полулюдей, и её становится по-настоящему жаль. Терзания души, лишённой живого тела выглядят мучительней, чем страдания обычных людей – у тех-то есть хоть какие-то надежды на перемены.

Что касается батальных сцен, то здесь всё на привычно высоком уровне. Закалённая годами супергеройства, Йоханссон не роняет планку. В общем, «Призрак в доспехах» очень и очень хороша. Не уверены, что результат был бы лучше, если бы в фильме сыграла японская актриса или даже Марго Робби (которую, по слухам, изначально сватали на эту роль).

«Если вы помните текучие упоительные пейзажи Нью-Порт Сити из аниме, то будете рады насладиться их киновариантом с прекрасными ракурсами. Атмосфера другая, местный киберпанк более глянцевый и стерильный, чем-то напоминает «Бегущего по лезвию», всюду преобладает гигантская голографическая реклама, но он тут есть в своем современном изводе – даже обязательные для жанра пластиковые нашлепки на лицах, визуализация работы в сети и нуарные бары».

Geekster

9 отдел

Бывает, смотришь фильм и плюёшься от того, что режиссёр не дал раскрыться персонажам. Смотришь другой – там они тоже не раскрыты, но это кажется уместным, более того, в них появляется какое-то таинственное очарование. Вот как так получается? Вопрос риторический – если бы мы знали ответ, сами были бы крутыми режиссёрами.

«Призрак в доспехах» — как раз тот случай. О соратниках Мотоко из элитного подразделения правительства Японии, мы знаем очень мало, но этого хватает. Большинство из них появляются в кадре ради пары слов и «пострелять». Исключение – здоровяк Бато (Йохан Филип Асбек). Про него мы хотя бы знаем, что он ненавидит людей и любит собак. И явно видим, что громила был бы не прочь выйти из френдзоны «Призрака». И, конечно, есть ещё Такеши Китано в роли командира 9 отдела. Как всегда, мудр и брутален, со своими бойцами говорит только по-японски и даёт жару с олдскульным револьвером в руках.

От злодеев особой актёрской игры не потребовалось из-за особенностей сценария: всё-таки «Призрак в доспехах» — это не только фантастический боевик, но и детективный триллер. Но, там где надо, злодеи появляются и ведут себя должным образом – хочется успеть их прикончить до того, как за дело возьмётся 9 отдел.

Придирки к фильму если и будут, то по мелочам. Если вы создали полностью искусственное тело, то зачем ему вообще дышать? Каким образом на него могут действовать транквилизаторы, которые вы вкалываете, «Призраку», словно обычной истеричке? Зачем Мотоко с упорством, достойным лучшего применения, расстреливает танк-паук из обычного автомата? Общего впечатления от картины эти мелочи не портят.

«Призрак в доспехах» наводит на размышления, что для нынешней кинофантастики редкость. В этом отношении фильм Сандерса «цепляет», пожалуй, не хуже «Матрицы». Причём ход мыслей у зрителя может быть самым разным, в зависимости от настроения, политических убеждений или религиозности. Но мысли о том, что нами кто-то манипулирует, придут в голову обязательно. Да и на свой смартфон многие бросят подозрительно-неприязненный взгляд – до чего же нас может довести увлечение техникой? А можно и не заморачиваться на глубокую философию, а просто посмотреть увлекательную историю о благородстве и подлости, человечности и жестокости, дружбе и предательстве. «Призрак в доспехах» явно удался. И за него Сандерсу даже можно простить вторых «Белоснежку и охотника».

Текст: Аркадий Кимеев.
Видео: Youtube.com/Официальные трейлеры
Фото: Kinopoisk.ru
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp