×

Селу – комфорт, городу – «артхаус»!

В России на минувшей неделе отмечали День кино. Главный праздник Кузбасса отодвинул все другие праздники на второй план. Но сейчас можно уже задуматься, зачем мы идем в кино? Ради атмосферы и развлечения или все же ради самого кино? Особенности регионального кинопроката выяснял корреспондент «МК».

'Селу В России на минувшей неделе отмечали День кино. Главный праздник Кузбасса отодвинул все другие праздники на второй план. Но сейчас можно уже задуматься, зачем мы идем в кино? Ради атмосферы и развлечения или все же ради самого кино? Особенности регионального кинопроката выяснял корреспондент «МК».

С тех пор как в конце 90-х в Кемерове заработали осовремененные кинотеатры, не побывать там считалось чуть ли не дурным тоном. Но сегодня, когда новинка уже вроде и не новинка, у массового зрителя, возможно, появилось желание отказаться от удовольствия «большого экрана». Или зритель уже не хочет быть массовым?..

Снимают много – видим мало?

«У нас с мужем было два варианта, как провести выходной день: прогуляться в бору или сходить в кино, — говорит 25-летняя Анна. — Погода была не очень хорошая, стало быть, решили – в кино. Начали выбирать, на что сходить. Оказалось, что в 6 городских кинотеатрах вместе взятых идут всего 8 фильмов! Причем каких? Определенно лучше погулять в бору, даже в дождь. «Каникулы строгого режима», конечно, были исключением – я слышала, что это неплохой фильм. Но муж, оказывается, уже скачал его в Интернете. В итоге – мы посмотрели кино дома». Конечно, это всего одно мнение, но рядового зрителя, и оно имеет право на существование. А может, сложилось так, что именно в этот викенд в расписаниях кинотеатров не было чего-то стоящего…
Из 11 специализированных кинотеатров, что были в советское время, в городе Кемерово остались только три. Также кино можно посмотреть в небольших кинозалах в торговых центрах, репертуар которых по большому счету такой же, что у «большого брата». Между тем интенсивность, с которой сегодня работает мировая индустрия кино, позволяет поставлять на рынок кинопродукта более чем предостаточно. Каждую неделю в России выходит около 7-8 фильмов.
Обычно права на прокат картин приобретаются на «Кинорынке». Это мероприятие, на которое на несколько дней в году стекаются представители кинотеатров, прокатных организаций и кинокомпаний. Одни представляют картины, которые вскоре выйдут на экраны в стране. Другие – покупают. Причем никто никого не неволит – рынок, однако. Но почему тогда на абсолютном большинстве «экранов» повседневный репертуар как под копирку?
«Есть 2-3 премьеры на неделе, которые имеют большую рекламную кампанию, — говорит ведущий специалист Государственного автономного учреждения культуры (ГАУК) «Кузбасскино», организатор акции АРТ-ИСТ в Кемерове, Алексей Левин. — Соответственно, когда кинотеатры берут эти фильмы, они четко понимают – будет реклама по центральным каналам. Во-вторых, если это большой блокбастер – это спецэффекты, словом, тот фильм, на котором можно заработать кассу. Прокатчики же, понимая, что кинотеатры не смогут отказаться от картины, начинают выставлять им свои условия. Например, на первой неделе показа полностью отдавать вечерний сеанс или все время в зале – под этот фильм. Только в этом случае кинотеатр будет иметь право проката». Все очень просто, чтобы заполучить, к примеру, очередную часть «Трансформеров», кинотеатры должны отказаться от других картин. Возможно, не менее интересных, но не таких кассовых.

Альтернатива есть
Если воспринимать широкоэкранное кино только как развлечение, то можно особо не «заморачиваться» насчет самого кино. Кинотеатр – это храм кино. Это место уже само по себе часть волшебного мира «синематографа». Большой экран, звук «dolby surround», попкорн, таким вкусным он может быть только здесь…
Но вот «попкорн», даже очень качественный, со временем приедается. Тогда захочется чего-то другого. «Блюда» для гурманов делают на другой кинокухне. И подают их уже больше под соусом «искусства», нежели под незамысловатым майонезом «развлечения». Искушенный массовый зритель в Кемерове есть, считает Алексей Левин, нужно только сформировать аудиторию.
Не хотелось бы загонять хорошее и разное кино в рамки словесных ярлыков, но так проще обозначать. Сегодня его принято называть «артхаусом», «другим кино» и так далее. Кино как искусство, призванное не только развлекать, было всегда. Его любят и смотрят достаточно много людей. Почему бы тогда не показывать его на большом экране?
В России прокат артхаусного кино до сих пор не отрегулирован. В Москве и Петербурге есть кинотеатры, специализирующиеся исключительно на таких фильмах. В других крупных городах также можно увидеть новинки от «высоких» режиссеров на больших экранах. Это касается и крупных сибирских городов. В Кемерове артхаус долго не везли – боялись, что коммерчески будет невыгодно. Было обидно: в соседнем Новосибирске и то дела обстоят лучше. Это и понятно – огромную роль для проката играет численность населения… Но когда общая культура города измерялась ею?
В столице Кузбасса можно будет смотреть «другое» кино на большом экране, пока робко, но вполне цивилизованно и комфортно. В мягких креслах и с той же воздушной кукурузой, если кто сильно любит этот продукт. Инициаторам проекта АРТ-ИСТ пошли навстречу представители частных кинотеатров. С сентября в доме кино «Москва» в порядке массового показа будет идти последний фильм Ларса Фон Триера «Антихрист». Показ запланирован на неделю, но если наберется много желающих посмотреть (а фильм – скандал), то сроки могут быть продлены.
Можно подумать, что кинотеатр идет на риск, решаясь «крутить» в небольшом городе фильмы только для определенной части аудитории. Однако что зрителю хорошо, то не всегда кинотеатру плохо — на «артхаусе» он тоже может заработать. «Чем хорошо артхаусное кино для прокатчиков? – комментирует Алексей Левин. – У него срок прокатной жизни гораздо больше. Эти фильмы можно расписывать на протяжении длительного времени, а не трех недель – столько примерно «живут» блокбастеры и популярные комедии. «Антихрист» 10 копиями (для сравнения – у «Каникул строгого режима» их 600) с июня ходит из города в город. Поэтому артхаусное кино дает не такой большой, но стабильный заработок для кинотеатра на протяжении длительного времени».
Затем нам обещают «Разомкнутые объятья» Педро Альмадовара – фильм, который также на слуху и прошел в России летом. Показы эти будут для города, наверное, в порядке эксперимента, но уже системного – с четким расписанием. «Недостатка в фильмах нет, — продолжает Алексей Левин. – Если посмотреть по релизам 2009 года и если подобрать репертуар. Сейчас Венецианский фестиваль пройдет: в начале следующего года будут активно расписываться фильмы с него и выходить в Российский прокат. Мы практически не показывали фильмов с Берлинского фестиваля. Остались фильмы Каннского фестиваля… Тот же «Пророк» Жака Одиара, Гран-при Канн-2009, который выходит осенью в прокат и который, мы надеемся, тоже покажем в АРТ-ИСТе. Русские фестивальные фильмы…»

Село смотрит кино
Сельские территории Кемеровской области тоже не лишены возможности смотреть новинки кинопроката. За обеспечение муниципальных кинотеатров «свежими» картинами отвечает «Кузбасскино». После каждого рынка оно созывает директоров кинотеатров со всего Кузбасса и предлагает им на выбор пакет фильмов – из тех, разумеется, что «куплены». Хоть и после столиц, с опозданием на 2-3 недели, но смотрит село новые фильмы.
«Мы стараемся брать для проката те фильмы, которые будут интересны зрителю и обладают какими-то художественными достоинствами, — рассказывает Алексей Левин. — Удачное сочетание качества и коммерческой привлекательности – это один из главных факторов приобретения картины». То, что идет в кинотеатрах Кемерова, в территориях Кузбасса тоже увидят. «Бесславные ублюдки» Тарантино в сентябре будут в Юрге, а в октябре – в Мариинске. «Миссия Дарвина», «Дело №39» , «9», «Каникулы строгого режима» и другое – все это будет доступно киноманам области.
Директор ГАУК «Кузбасскино» (в различных ДК и сельских клубах) Надежда Мисливец отмечает, что киносеть в Кузбассе, а это 30 кинотеатров и 199 киноустановок, работает достаточно слаженно. В соседней Томской области, к примеру, такого нет. По-прежнему болью муниципальных кинотеатров остается уровень комфорта — до современных кинозалов они явно не дотягивают. «К сожалению, существует тенденция финансирования культуры по остаточному принципу, – говорит Надежда Васильевна. – Тогда мы имеем жесткие кресла, порванный экран, отвратительный звук. Но постепенно, маленькими шажками, мы идем к тому, чтобы в муниципальных кинотеатрах было так же комфортно, как и в частных. Киселевский киноконцертный зал «Россия» и Мариинский кинотеатр «Юбилейный» – наша гордость, после реконструкции они стали ничуть не хуже кемеровских. Во всех же остальных в лучшем случае проводят косметический ремонт. Мы радуемся каждому отремонтированному ДК, каждому новому экрану».
Надежда Васильевна рассказала интересную историю «перерождения» кинотеатра «Планета» в поселке Яя: «Два года назад зимой мы привозили туда известную актрису – Марину Яковлеву. В кинотеатре не было отопления. В зале стоял такой холод! Эти карболитовые кресла, на которых мерзнешь, даже в шубе, и ждешь, да когда же, наконец, закончится фильм?! Марина Александровна пальтишко скинула и начала нарядная выступать. Ей хотелось красивой быть для зрителей – она очень приветливый, позитивный человек. Тут я смотрю — наша актриса начала зубами-то немножко клацать… За ужином глава извинился и пообещал, что через 2 года кинотеатр отремонтируют. И отремонтировали! В феврале он открылся: тепленький, хорошенький! Жители туда с удовольствием идут. И мы отправили телеграмму Марине Александровне, что слово свое сдержали, и милости просим в гости еще».
Что ж, остается пожелать кузбасской киноиндустрии, чтобы к нам чаще заезжали звезды отечественного кино!

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp