Съезд угольщиков России: основные тезисы

В Новокузнецке проходит I Всероссийский съезд угольщиков России. Более 40 руководителей предприятий, добывающих 96% угля по всей стране, собрались на одной площадке для обсуждения наболевших вопросов. Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев рассказал, благодаря чему можно добиться эффективности и прорыва в отрасли. Сибдепо публикует основные тезисы из выступления главы региона.

О съезде

— Неслучайно местом выбран Новокузнецк, потому что в южной агломерации сосредоточены основные угольные предприятия Кузбасса. — Отметил губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. — Владимир Владимирович Путин говорил, что до 2040 года уголь будет находиться в тройке главных энергоносителей мира вместе с нефтью и газом. И сегодня он занимаем второе место в этой позиции. Президент РФ подчеркнул важность отрасли для мировой экономики страны. На Госсовете для решения глобальных вопросов развития нашей экономики были созданы рабочие группы. Руководителями рабочих групп назначены губернаторы. Создана рабочая группа по энергетике, там руководителем назначен я.

У нас с вами появляется ещё одна площадка для решения вопросов. Помимо этой площадки, конечно, нам нужна консолидация угольщиков. Сейчас мир очень быстро и динамично меняется. Появляются технологии, очень жестко развивается конкуренция. Наша угольная отрасль должна занять достойное место в этой международной конкуренции. Мы должны конкурировать не друг с другом, мы должны быть едины и вместе. И наши конкуренты – это лучшие мировые угольные компании, которые находятся за рубежом. Мы должны занимать достойное место по поставкам нашего угля на экспорт.

Чтобы добиться таких высоких показателей, конечно, нам нужна консолидация: нужны совместные встречи, совместные решения наболевших проблем, совместный поиск лучших технологий, обмен опытом. Чтобы повысить эффективность нашей угольной отрасли, мы должны обрабатывать всю линейку нашего бизнес-процесса, начиная от разведки, добычи , обогащения, транспортировки, до конечного потребителя, включая все этапы транспортировки, в том числе и по морю.

О кризисах

 

 

 

 

 

 

 

 

— Мы все знаем, что мировые кризисы в угольной отрасли у нас случаются, и в последнее время достаточно часто. Если первые кризисы преодолевали за счёт запасов советского союза, то последний, набрав кредитов. Многие компании оказались в тяжелом финансовом состоянии. Это большой опыт. Нас ждет ещё один угольный кризис, и мы должны быть к нему готовы. Мы должны сделать настолько эффективной нашу экономику, чтобы использовать момент в своих целях – это время занять дополнительную нишу на международном рынке углей. Для этого нужно повысить эффективность производства, понизить себестоимость товара, достигнуть высокой степени автоматизации.

 

О промышленной безопасности

Должны сделать всё, чтобы не повторились трагедии. Должны внедрять самые современные технологии. Угольная отрасль стала совсем другой, она становится высокотехнологичной, особое требование к работнику угольной отрасли. В Новокузнецке Министерство по ЧС строит национальный аэромобильный центр МЧС. Это место, где можно будет проходить тренировки в реальных условиях шахт, где будут тренироваться специалисты ВГСЧ. Он должен стать центром для всей угольной отрасли страны и не только. Мы можем оказывать такие услуги соседним государствам, с которыми со времён советского союза партнёрские отношение – Монголия, Казахстан и другие, которые раньше входили в состав РСФСР. Мы должны вернуть былую славу российской отрасли, мы должны вернуться на мировой рынок.

О транспортной инфраструктуре

— Эффективность и развития угольной отрасли напрямую связано с развитием транспорта. Одним из важнейших сдерживающим фактором является именно развитие российских железных дорог. Поэтому с компанией и органами власти подготовили заседание стратегической комиссии по развитию топливно-энергетического комплекса под руководством Владимира Путина. Заседание состоялось 28 августа 2018 года в Кемерове. Было непросто, но достигнуто серьезное соглашение о развитии железных дорог в стране, учитывая темпы развития угольной отрасли.

В этом есть и много рисков — развитие связано с огромными инвестициями со стороны государства инвестициями. Мы должны доказать эффективную работу, доказать увеличение и в условиях кризиса, не останавливая грузооборот по железной дороге. Это очень важно! Если сможем доказать, то сможем перейти и к дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры.

Опять возникает проблема автоматизации и понижение себестоимости. Провозная мощность есть, но не все потоки учтены, так как угольные предприятия все частные. 40 млн тонн угля в одну сторону везут, потом 20 млн тонн по этому же направлению в другую сторону. Возникает вопрос: «Зачем эти лишние перевозки?» У каждого свои контракты, свои планы. Потому наша задача решить данную проблему через съезд угольщиков.

О машиностроении

— Если проехать по территории Кузбасса, то мы увидим технику всех лучших мировых производителей, всех. Такая же ситуация в остальных угольных регионах. А ведь когда-то это была техника российского производства. Как мы можем повысить эффективность, если такое количество техники разных производителей. Каждый требует своих навыков, склада запасных частей, обслуживания. Это крайне негативно влияет на развитие.

Важнейшим этапом становится машиностроение, и мы должны двигаться с начала создания сборочных производств. И уже первое соглашение такое подписано, приступили к изготовлению деталей для одной из компаний. Мы в конце марта — начале апреля должны будем собрать первый 220-тонный самосвал на дизель-электрическом ходу. Это будет первый шаг к полной электрификации угольной промышленности. У нас в Кузбассе нет нефти, практически нет газа, если не считать дегазацию угольных пластов, но в составе себестоимости нашего угля большой процент составляет дизельное топливо. Помимо того, что это серьёзный ущерб для экологии, это ещё и большие деньги.

Об электрификации

— Появились новые технологии. В Китае и Южной Корее уже с успехом научились строить теплоэлектростанции на котлах с кипящим слоем. Они смогли использовать в качестве энергоносителей уголь с калорийность ниже 4 тысяч, при этом добиваясь очень высокой эффективности этих котлов и выбросов в атмосферу на уровне выбросов с газовыми котельными. Это может быть серьёзным прорывным решением и для развития нашей отрасли.

Мы можем получать большое количество электроэнергии, и угольная отрасль должна переходить на электрификацию всего технологического оборудования. Не только в шахте, но и на открытых горных работах. В мире такие примеры есть. Самосвалы двигаются при помощи релейных трасс и берут электроэнергию оттуда. На сегодня наш первый выпущенный дизель-электрический самосвал, он уже с приводами на колёсах, а дизель-генератор, как источник электроэнергии. Следующий шаг – установка реле.

В конце следующего года мы должны увидеть электрифицированные горные работы. Наша концепция: на экспорт мы везём уголь только экспортного качества, очень дорогой, все остальное преобразуем здесь у себя на современных ТЭЦ, преобразуем в тепло или электроэнергию. Это используем для электрификации отрасли. Построив такую схему, мы существенно повысим конкурентоспособность.

Об охране здоровья

— На первое место выходит охрана здоровья. Мы очень много теряем, когда погибают и болеют наши сотрудники. Минздрав РФ докладывал, что 88% проблем связано с сердечно-сосудистой деятельностью. Мы должны организовать процесс так, чтобы постоянно контролировать состояние работников, вовремя диагностировать , уделять особе внимание профилактики, в частности специфических заболеваний угольной отрасли, разрабатывать новые методики для этого.. У нас должен быть единый центр по кардиологии в угольной отрасли, единые стандарты в угольной отрасли. Должны уделять большое внимание восстановлению здоровья наших работников в случае ЧС. Потому должен быть и общий Центр охраны здоровья шахтёров. И база такая у нас есть в Кузбассе.

О подготовке кадров

— Шахтёр сегодня это совсем другой человек. Предъявляются новые требования к образованию. Нужно разработать систему подготовки и переподготовки, и всё должно начинаться со школы. Есть проблема, когда выпускники получают от 1 до 3 разряда и не могут устроиться на производство, потому что нужны 5-6 разряд. Надо заполнить этот вакуум, чтобы возрождать наставничество, чтобы быстро адаптировать к жизни в предприятия, а зачастую детей-сирот адаптировать и за пределами предприятия. Нужно быстро довести их до 5 разряда, спрос будет выше, станут самодостаточными, смогут обеспечивать свою семью.

 

О роли Кузбасса

— Сегодня первое заседание, на котором предлагаю создать рабочий орган – исполнительный комитет, продумать какие круглые столы или сессии будем делать дополнительно с узкими специалистами в каждом направлении. К примеру, сессия по промбезопасности, сессия по экологии, по горным работам, транспорту, обогатительным фабрикам, куда будут приезжать специалисты именно в этом сегменте и другие.

Сможем изучать новые технологии, обмениваться опытом, а у нас в каждой компании накоплен свой опыт, и зачастую не знаем опыт друг друга. Мы ничего не придумываем, возвращаем то, что было в советские времена, этим вопросам уделялось очень внимания. Кто ещё может сделать? Кузбасс — один регион и 60% угля всей добычи. 40% на все остальные субъекты. Плюс мы находимся в центре. Никто другой не может стать консолидатором!

Текст: Анна Заварыко.
Фото: rtp.expert, coal-guru.com,people.conomy.ru,ria.ru,kem.kp.ru, pixabay.com.

Комментарии

Рекомендуем