×

«Собибор»: рецензия на фильм

Фильм о восстании в нацистском «лагере смерти» — это второй за неполный месяц режиссёрский дебют в большом отечественном кино. И снова главную роль исполняет сам режиссёр. Кинокритики далеки от единодушия: одни в восторге, другие говорят о полном провале. Абстрагируясь от их мнений, возьмём на себя смелость утверждать: «Собибор» — это фильм, который стоит посмотреть.

Исторический вопрос

Давайте разберём его сразу. Те, кто знаком с историей восстания в лагере смерти Собибор, обязательно заметят разногласия между фильмом и официальной трактовкой событий. Кого-то эти разногласия, конечно, возмутят. Вот только сам Константин Хабенский ещё до премьеры не скрывал, что его фильм не является дословным пересказом воспоминаний выживших узников «лагеря смерти».

«Мы решили оттолкнуться от того, что в такой-то день, такого-то года в таком-то месте было совершено восстание и массовый побег, бунт, исход людей из лагеря. Это исторический факт, который пытались скрыть и немецкое командование, и советское командование, но который скрыть не удалось благодаря воспоминаниям этих узников. Далее это все, скорее, наш художественный вымысел, наши размышления, надеюсь, честные, на тему того, как это могло произойти», — заявил Хабенский в интервью РИА «Новости».

Другими словами, речь идёт об авторском вымысле. И мы не намерены дискутировать на тему «имел ли режиссёр на это право». Просто примем это, как факт: Хабенский вдохновился рассказами участников восстания и создал на их основе собственную историю. А чтобы не портить просмотр тем, кто раньше не слышал о Собиборе, мы не станем пересказывать, как там было дело. Просто 550 евреев в лагере уничтожения на территории Польши не пожелали покорно дожидаться смерти. И, под руководством советского офицера Александра Печерского, подняли восстание.

Авторы идеи создания ленты не пошли стандартным путём «от тьмы к свету»: они продемонстрировали весь пережитый ужас несчастных пленных и жестокую темноту, которая наложила несмываемый отпечаток на целое поколение. В «Собиборе» войну не идеализируют, напротив, показывают все без прикрас. Камера не отрывается от героев в моменты уничтожения противника, и потому достаточно жестокие кадры смотрятся очень тяжело, но впечатляюще.

Video.ru

 

Сюжет

Хабенский – не первый, кто исполняет роль Печерского в большом кино. В 1987-м вышел в свет английский фильм «Побег из Собибора» (да, нехорошо получается – загнивающий Запад вспомнил советского героя на 31 год раньше земляков). И ключевую (не главную) роль в нём исполнил некий Рутгер Хауэр. Больше того, ruzke Sasha принёс голландцу единственную серьёзную награду в карьере – «Золотой глобус». Возможно, такую же статуэтку получит и Хабенский. Но в любом случае, это два абсолютно разных фильма. Если у британцев интрига заключалась в том «как они собираются сбежать?», то у Хабенского – «откуда они собираются сбежать?». Главный герой фильма – это не солдат Саша, это сам Собибор, полностью, кстати, воссозданный в декорациях. И львиная доля фильма посвящена как раз тому, что там творили с людьми. Нельзя сказать, что создатели фильма специально гнались за «жестью». Но, тем не менее, фильм выстроен вокруг набора страшных и сильных сцен. Газовая камера, показательный массовый расстрел по «римскому счёту», эшелон с трупами из соседнего лагеря и развлечения охранников-нацистов. Ряд сцен взят из воспоминаний настоящего Александра Печерского. Например, «расколи пень за пять минут» или пьянка нацистов по случаю дня рождения коменданта лагеря.

О последней — отдельный разговор. Это самая длинная сцена в фильме, по задумке – явно самая драматичная. Но её слишком много, она затянута до безобразия. Да, эта сцена показывает, насколько мало ценится жизнь на том отдельно взятом участке земли, где властвуют нацисты. Да, поначалу «конкурсная программа» праздника шокирует. Но одни и те же сцены дублируются вновь и вновь – развлечения хоть и ужасные, но однообразные. В итоге одна из главных сцен фильма просто-напросто утомляет. Ну не нужно было делать её такой длинной, хватило бы и одной трети.

Но в любом случае, своей цели сцены фашистского беспредела достигают: зритель со всё большим нетерпением ждёт возмездия. Причём персонального, для вполне конкретных личностей. Само восстание в этих условиях отходит на второй план. Подготовка к нему и сам бунт вполне осознанно показаны создателями куда менее красочно, чем нескончаемая череда человеческих трагедий.

«Хабенский жонглирует множеством персонажей и не делает своего героя или кого-либо еще эмоциональным центром картины. Это отстраняет зрителей от повествования и мешает в полной мере сочувствовать героям – особенно если публика не видит себя в преимущественно говорящих по-польски персонажах. Сопереживание в полной мере «включается» лишь ближе к финалу»

Film.ru

Герои

Главный герой в «Собиборе» — понятие условное. Хабенский не так уж и часто оказывается на первом плане и вообще в кадре. И поклонникам его таланта может не хватить времени, чтобы насладиться игрой любимого актёра. Тех, кто надеялся на гениальный режиссёрский дебют, тоже ждёт лёгкое разочарование. Главный герой раскрыт просто безобразно. Ни прошлого, ни настоящего; ни характера, ни личной драмы – только туманные намёки. Вот вскользь упоминается что-то, что было в Минске. Мы-то готовились к написанию статьи и знаем, что Печерский с товарищами уже пытались сбежать из другого лагеря. Но не факт, что это поймёт неподготовленный зритель. А вот эта непонятная девушка – Люка (шведская актриса Фелиссе Янкель)? Кто она вообще, откуда взялась эта духовная близость с Сашей? Ну хоть немного бы ясности… Впрочем, немного того самого Хабенского в фильме всё-таки имеется. Как он, например, смотрит на лагерное начальство! Искренне не понимаешь, почему ему до сих пор не влепили пулю. Но повторимся, не хватило нам того актёра, ради которого многие так ждали премьеры «Собибора».

Других героев тоже никто раскрывать не стал. Может быть, создатели таким образом хотели показать, что человеческое прошлое и сама сущность умирали уже при входе в «лагерь смерти»? Так или иначе, но в рамках, заданных сценарием, все второстепенные актёры отыграли великолепно. Даже, как ни странно, экс-депутат Мария Кожевникова. А ведь даже в малых эпизодах им приходилось отыгрывать очень сложные эмоции: отчаяние и непередаваемое горе. И всё это – на грани смерти. Особенно отметим исполнителей самых юных ролей: Гелу Месхи и Ивана Злобина.

Нацисты

Вот уж где кастинг сработал выше всяких похвал! Мы так и не смогли вспомнить фильм, в котором фашисты вызывали бы больше ненависти. Офицерский корпус Собибора – это сборище таких, извините, мразей, что впечатлительного зрителя реально затрясёт. И первый среди них — комендант Карл Френцель в исполнении трёхкратного Маклауда и заслуженного лорда Рейдена. Никто уж, наверное, и не думал увидеть Кристофера Ламберта на большом экране вновь. Но он неожиданно появился в российском фильме и сыграл выше всяких похвал. К стандартным качествам высокопоставленного нациста здесь добавлено ещё и паталогическое женоненавистничество.

Его подчинённые все, как один, щеголяют нацистской внешностью и воплощают в себе все человеческие пороки в худшем виде. Они соревнуются, кто заполучит вещицу поценнее из имущества замученных евреев. Не сами, разумеется – заставят других узников рыться в вещах умерших. Они наслаждаются возможностью проливать кровь (безнаказанно, не как солдаты). Моменты, когда кажется, что вот сейчас нацист проявит человечность, оборачиваются ещё большими ужасами. И все, как один, с внешностью настоящих арийцев.

Мы уже все привыкли к фильмам, в которых война – лайтовое приключение для подростков, подобие компьютерной стрелялки. И где враг туп и беспомощен, а наши доблестные герои выходят против десятка танков с одной единственной гранатой в руке. Другими словами, мы ждём от военных картин не только пресловутой духоподъемности, но и развлечения, драйва, экшена. В «Собиборе» ничего подобного нет.

«Киноафиша»

«Собибор» снят не без недостатков – в ряде эпизодов режиссёр явно перебирает, а кое-где – наоборот, недорабатывает. Если вы ждали экшна со штабелями фашиcтских трупов, вам точно не сюда. А кое-где Хабенский и намеренно «срезает углы» — в реальном Собиборе простыми охранниками служили не немцы, а украинцы. Если постараться, можно найти и другие недочёты.

Но есть у картины качество, очень редкое для нашего с вами «сейчас». Любителей лозунга «1941-1945 — можем повторить!» она заставит задуматься (если такое вообще возможно), что если их «можем» всё-таки случится, то повторится далеко не только флаг над Рейхстагом. Фильм показывает, в какое чудовище превращается человек, как следует обработанный нацистским режимом – из разговоров нацистов можно понять, что у них были вполне нормальные мамы-папы и даже любимые девушки. Наконец, «Собибор» — это очень сильное в визуальном и эмоциональном плане кино. На наш взгляд, достойное того, чтобы не провалиться в российском и даже мировом прокате.

Текст: Аркадий Кимеев.
Видео: Youtube.com/ iVideos
Фото: Kinopoisk.ru
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp