×

Спор из-за бронзы

Больше недели идёт спор вокруг памятника философу в центре Кемерова. Всё началось с кемеровского блогера Ильи Короткова. Прогуливаясь по городу, он заинтересовался надписью на той скульптуре, которая стоит в сквере около Орбиты уже шесть лет.

Сначала было слово

Илью Короткова заинтересовала и сама цитата на памятнике («Чем больше вы знаете, чем больше вам предстоит узнать») и её автор. Выяснилось, что принадлежат слова британскому писателю Сирилу Генри Хоскину, который уж очень похож на человека, изображённого скульптором. Получается, памятник поставлен не абстрактному философу, а реальному человеку. Да и человек этот оказался не так уж и прост: Сирил Хоскин называл себя Лобсангом Рампой и утверждал, что в него вселился дух тибетского ламы. Считается, что именно он принёс буддизм на Запад. Лобсанг писал об эзотерике, мистике и оккультизме, причём, по словам Рампы, трактаты ему диктовала кошка.

Кстати, на памятнике действительно есть кошка, а позади мужчины изображена фигура человека, сидящего в позе лотоса (одной из главный поз в йоге). Сходство с Лобсангом Рампой абсолютное.

Илья Коротков поделился своим открытием с читателями блога: «Как же так получилось, что у нас в городе последний раз памятник ставили висящему космонавту, слонёнку, собаке на люке, а из людей достойный представитель — только один сомнительный оккультист? Ой, я забыл — установлен памятник Мартемьянову на набережной. Но даже если и считать его, то он был установлен гораздо позже».

Читатели блогера поддержали и выразили своё недовольство сомнительным строением в центре города. Пользователь vlavajir прокомментировал: «Неужели у нас некому поставить памятник?! Столько достойных людей из Кузбасса. Это похоже на систематическую дебилизацию в духе постмодерна».
Безымянный.png
Илья Коротков рассказал Сибдепо, что его давно беспокоит вопрос современной архитектуры: «Этот памятник никак не связан с нашим городом, с нашими людьми. Нет никаких зацепок. Личность Лобсанга необычная, мягко говоря. Когда я прочитал о нём в энциклопедии, понял, что это всё на психиатрическую клинику тянет».
Блогер утверждает, что его православные знакомые крайне негативно относятся к памятнику: «Они весьма категорично считают, что этой «скульптуре» не место на набережной в самом центре города, и её нужно оттуда убрать».

Не православно это

Удивительно, но некоторые из представителей Кемеровской епархии действительно поддержали идею о сносе памятника философу. Например, руководитель отдела культуры епархии Роман Закиров. Правда, в разговоре с корреспондентом Сибдепо священник подчеркнул, что говорит не от всей епархии, а выражает только личное мнение.

«В местах большого скопления людей должны находиться памятники, которые несут смысловую нагрузку, — рассказал Роман Закиров. —  Такие объекты должны быть приближены к реалиям жизни и развивать внутренний мир человека. То, что Лобсанг писал тексты со слов кошки, — это просто нечто. Этот памятник становится как бы окном в мистическое пространство. Может быть, такая скульптура уместна в тех местах, где исповедуется буддизм, но мы-то в России. На её месте лучше поставить другую— например, посвящённую кузбасскому писателю. Или поставить памятник губернатору Аману Тулееву. Справедливей будет».

ггггггггг.png

Правда, священник признал, что скульптура необычная и довольно красивая: «Видимо, её сделал действительно талантливый человек».

Неизвестный бизнесмен и известный скульптор

Автор памятника философу — известный московский скульптор Дмитрий Кукколос. Узнав о том, что в Кемерове встал вопрос о сносе памятника, художник очень расстроился. В чём провинилась бронза и почему вдруг скульптура вызвала возмущение именно у православных людей, Дмитрий не понимает, так же как и не понимает, чем так оказался плох британский буддист. Сам Дмитрий — глубоко верующий человек, его постоянный заказчик — Московская патриархия. И скульптур, посвящённых христианских святым, среди его творений много: памятник Евфросинии Московской и Дмитрию Донскому, распятия для Храма Вознесения, скульптуры Сергия Радонежского.

Как рассказала супруга и секретарь Дмитрия Ксения Кукколос, в 2007 году к ним обратился кемеровский бизнесмен, который предпочёл остаться неизвестным. Он попросил создать памятник для города, продиктовал его сюжет и оплатил все расходы, в том числе доставку в Кемерово.

Pp7t-q4jZPs.jpg

«У Дмитрия очень тёплые чувства к городу Кемерово: его бабушка находилась там в эвакуации во времена войны, он и рад был сделать этот заказ. А все эти рассуждения по поводу правильности или неправильности памятника нас ставят в тупик. Буддизм — официальная религия в нашей стране. Россия — светское государство, где есть свобода совести и каждый волен верить в то, во что хочет», — рассказала Сибдепо Ксения Кукколос. 

Как сообщила администрация города, им было не известно, что памятник посвящён Лобсангу Рампе. В 2008 году скульптура была передана в муниципальную собственность как подарок на день рождения Кемерова. Позже Дмитрию Кукколосу за это вручили медаль «За веру и добро». На открытии памятника присутствовали первые лица города и представители духовенства.

Портал в другой мир

Помимо скульптора, есть другие люди, которых расстроил резонанс вокруг памятника, это — кемеровские эзотерики. Они давно облюбовали сквер Орбита и считают его местом силы. Эзотерики считают, что Орбита обеспечивает связь с внеземными цивилизациями. И стоящий рядом памятник оккультисту — тоже относится к месту силы.

Глава организации «Кузбасс-Гималаи» Владислав Косихин, который, кстати, и отметил на эзотерической карте Орбиту и памятник, сравнил идею блогера с деятельностью нацистов, сжигавших «неудобные» книги. И добавил, что Кемерово может прославиться на весь мир самосудным и варварским способом снесения памятника.

трттт.png

«Я слышал, что о памятнике говорят представители православной церкви. Моё мнение такое: каждый имеет право на свои взгляды. А если не следовать такой логике, начнётся хаос. Да и почему, если уж на то пошло, выражать недовольство только эзотериком: давайте тогда уж, по простоте душевной, объявим произведение скульптора-авангардиста Эрнста Неизвестного чертовщиной, а четыре проволочных ангела-подсветки напротив филармонии — Ангелами Апокалипсиса и снесём все эти памятники сразу? Каждый культурный человек должен стремиться к расширению собственной личности, а не начисто отметать всё, что ему кажется новым и странным», — продолжил Владислав.

1-5326_8_6.jpg

Глава организации «Кузбасс-Гималаи» заявил: если скульптуру всё-таки снесут, он с удовольствием заберёт её себе и поставит в своём офисе.

Не на своём месте

Примеров, когда в западных или европейских странах появляются  скульптуры, так или иначе связанные с буддизмом, много. Как правило, каких-либо возражений или недовольства у жителей они не вызывают, а некоторые — даже причислены к шедеврам современного искусства. Например, в штате Лузиана в США есть скульптурная композиция «Карма» — 98 человеческих фигур из стали, как бы уходящих в небеса.

97895071_karma2.jpg

Ещё один пример — скульптура «Расширение», тоже в США. На ней изображена женщина в позе лотоса.

4e1ced69a591d337490855.550x340c.jpg

Впрочем, не всегда молчание и согласие жителей — хороший знак. Директор арт-мастерской Елена Митрофанова считает, что если произведение искусства обсуждают — значит, как минимум, замечают. И возмущения кемеровчан по поводу памятника философу —  норма.

«Очень много мировых примеров, когда бурно обсуждаются подобные скульптуры. Например, когда напротив Лувра решили построить современное сооружение — пирамиду, у неё появились противники. Резонанс не прекращался пять лет», — рассказала корреспонденту Сибдепо Елена Митрофанова.

france_160420102027_6.jpg

По словам Елены, возможно место для памятника философу выбрано неудачно. На набережной и так слишком много различных объектов искусства. Куда лучше перенести скульптуру, директор арт-мастерской точно сказать не может. Возможно, он будет хорошо смотреться в парке Веры Волошиной, даже без всякого антуража, на фоне деревьев.

Впрочем, то, что участниками обсуждений о «правильности» и «неправильности» памятника оказались люди, которые себя позиционируют как православные, многих настораживает. Доцент кафедры социологических наук Кемеровского государственного университета Анна Орлова считает, что это плохой знак. Анна Орлова специализируется на изучении взаимодействия религиозных организаций и общества. И ситуация с памятником ей не нравится.

«Последнее время если не православная церковь, то люди, причисляющие себя к её представителям, пытаются выступать в роли цензоров: решают, что людям делать, что читать, что смотреть, — рассказала Сибдепо Анна Орлова. — Яркий пример —беспорядки, устроенные православными активистами по поводу концерта Мэрлина Мэнсона в Новосибирске. Тем не менее, догмам христианства, примеряя на себя роль цензоров, не следуют ни те, ни другие. Это тревожный знак, и задача общества — не дать развиться этому общественному процессу. История показала, что в тех случаях, когда какая бы то ни было религиозная система (инквизиция, суд шариата, совет шаманов и т. д.) напрямую вмешивается в дела общества, наблюдаются факты массовых дискриминаций по религиозным соображениям». 

P. S.: Представители администрации города разъяснили: желания нескольких кемеровчан снести памятник недостаточно. Для того, чтобы предложение было рассмотрено, нужно собрать как минимум 300 подписей. Блогер Илья Коротков, с которого началась вся эта история, рассказал, что ему не по душе ещё несколько скульптур. Например, «Эмоции сна» на набережной. По его мнению, она очень мрачная и навевает плохие мысли.

DSC_6158.jpg

Фото: Google Images.
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp