Старая новая школа

Кемерово активно решает проблему нехватки мест в детских садах. В том числе за счет возвращения в систему дошкольного образования зданий садиков, где нынче находятся различные непрофильные учреждения. Но порой выходит, что эта благая во всех отношениях задача решается… за счет детей. Правда, детей-школьников. Во всяком случае, в этом уверены родители кемеровских мальчишек и девчонок, которые учатся в школе №79 областного центра.

Кемерово активно решает проблему нехватки мест в детских садах. В том числе за счет возвращения в систему дошкольного образования зданий садиков, где нынче находятся различные непрофильные учреждения. Но порой выходит, что эта благая во всех отношениях задача решается… за счет детей. Правда, детей-школьников. Во всяком случае, в этом уверены родители кемеровских мальчишек и девчонок, которые учатся в школе №79 областного центра.

 

Раньше школа №79 считалась передовой и «инновационной». Небольшие классы, особый подход к каждому ученику, когда директор школы не то что в лицо, а по имени-фамилии знает каждого ученика. «В течение пяти лет школа была одной из экспериментальных площадок в области по духовно-нравственному воспитанию. В 2007 году воспитательная система «Дорога на Родину» заняла первое место в городе, а в 2011 году школа получила диплом II степени за участие в V Всероссийском конкурсе образовательных систем» – указали родители в своем обращении в горадминистрацию. Опять же, тут преподаются основы православной культуры и по сей день действует собственный домовой храм, регулярно приходят священнослужители.

Когда принималось решение о создании такого образовательного учреждения, помещение бывшего детского сада казалось вполне приемлемым для небольшой, камерной школы, где задача была не просто дать образование, а воспитать ребенка. Но в нашей стране, а в сфере образования и подавно, всё меняется стремительно. Сейчас, когда власть вплотную занимается решением проблемы дошкольников, школе «с уникальным педагогическим коллективом» – я цитирую слова родителей – по всей видимости, придется покинуть это здание и… А вот здесь мы можем поставить только многоточие.

Не имеет перспективы…

Слухи о том, что школу могут забрать под детский сад, циркулировали, по признанию самих родителей, в течение последних пяти лет. Но дети учились, классы по-прежнему набирались. В этом же году о закрытии школы стали говорить всё чаще, потому родители решили выяснить этот вопрос: «Мы писали на сайт городской администрации, и нам ответили, что решение по нашей школе еще не принято, – рассказывает бабушка одного из учеников школы №79 Наталья Черемисова. – Но в то же время нам не сказано, что школа будет работать…». Попытки родителей добиться от власти ответа на вопрос о судьбе этого учебного заведения оказались небезуспешными: в минувшую пятницу с родительским активом встретились начальник управления образования администрации города Нина Чернова и ее заместитель Елена Черданцева. Их речь была неутешительна: в том виде, в котором находится сейчас школа №79, она «не имеет перспективы». Во-первых, тут нет спортивного и актового залов, лабораторий при кабинетах физики и химии, нет современного пищеблока, электропроводка не рассчитана на дополнительные мощности вроде современных досок и т. д. Во-вторых, зарплата учителей здесь оставляет желать лучшего и, скорее всего, будет еще меньше, если законодатель отменит «поправочный коэффициент». Поясним, что сейчас здесь обучается 216 ребят, то есть школа небольшая, и даже сейчас, когда деньги образовательным учреждениям выделяются с учетом «поду-шевого норматива», по количеству учеников, бюджетные деньги, на которые может претендовать школа, весьма невелики. Если же поправочный коэффициент будет отменен, денег на зарплату педагогам может вообще не хватить. «В 90-е годы, когда садики начали закрываться, часть зданий была передана в муниципалитет, – рассказала Нина Чернова. – И муниципалитет, понимая, что детские сады нужны, принял решение загрузить эти помещения соцобъектами. Тогда было модно заниматься инновациями, был интерес со стороны епархии в существовании такой школы… Сейчас от той идеи, что была, осталось немного: на уровне государства принято решение о введении в школах курса «основы религиозной культуры и светской этики…».

И в третьих, самое главное: в следующем году у школы заканчивается лицензия, и при такой материально-технической базе есть вероятность, что учебное заведение просто не сможет её продлить. Опять же, проблема нехватки мест в детских садах стоит остро, а тут можно разместить садик на 140 ребятишек. Одним словом, власть не видит иного выхода, кроме как вернуть этому зданию изначальное предназначение. А как же быть ученикам и их родителям?

Как рассказала Нина Чернова, тут есть варианты следующие: перевести детей в другие школы города с учетом пожеланий родителей; перевести ребят из «началки» в другие школы целыми классами, причём вместе с классным руководителем; перевезти всю школу, целиком, в другое здание. Но последний вариант, самый вроде бы привлекательный, тоже не идеален: в Ленинском районе, где и находится школа, подходящих зданий нет, а есть лишь в Заводском, что неблизко.

Не прозвучало…

Родители были разочарованы: «Мы-то ждали, что вы нам скажите что-нибудь положительное, а этого не прозвучало…» – разочарованно говорили люди. Пока не было предложено оптимального выхода, который бы решал главную задачу: сохранить микроклимат в школе, который «не купишь ни за какие деньги». И ведь это не голословные слова: у некоторых дети уже успели окончить именно эту школу, и результатом люди довольны. «Мой сын учился здесь с 2000 по 2011, с первого по выпускной класс, – рассказывает кемеровчанка Татьяна Агеева, – он успешно сдал экзамены, сейчас студент одного из кемеровских вузов. Хотелось бы, чтобы дочке тоже удалось закончить именно эту школу…» По мнению многих родителей, ребята, которые учатся здесь, просто не смогут адаптироваться в обычной общеобразовательной школе. «Я специально внука перевела из обычной школы именно сюда!» – говорит Наталья Черемисова.

Одна из присутствовавших предложила такой вариант: почему бы школе не вселиться в другое здание, пусть даже такого же бывшего детсада, но уже отремонтированное, где сейчас находится, например, православная гимназия или центр профилактики и борьбы со СПИДом? В ответ на это чиновники ответили, что сейчас ведется работа по «переселению» и этих организаций и реконструкции помещений, опять же, под детские сады. Были предложения от родителей переехать в новое здание строящейся школы на Радуге – её планируется сдать в эксплуатацию 1 сентября 2013 года. Но оптимизма у представителей кемеровского образования оно не вызвало. Это и понятно: район комплексной застройки уже давно нуждается в минимум еще одной школе, и жители Рудничного района уже мысленно записали детей в классы новой, современной, как сейчас модно говорить, «цифровой» школы.

Прозвучало и еще одно весьма необычное предложение от родителей. Антон Кобяков, папа ученицы этой школы, внес предложение взять «наихудшую школу города, поставить там директором руководителя школы №79, принять на работу весь педагогический коллектив, разместить там домовой храм». По его мнению, это пойдет только на пользу, и через некоторое время власть увидит результат. Предложение, безусловно, спорное, но небезынтересное, во всяком случае, представители горадминистрации

обещали рассмотреть этот вариант. Равно как была достигнута договоренность о том, что чиновники и родительский комитет совместно побывают в школе №33 и №90 и изучат возможность переселения туда школы №79. Так что встреча родителей учеников школы №79 и чиновников уж точно последней не будет. Единственное, что успокоило родителей, это обещание, что до конца учебного года, то есть до июня дети будут учиться в обычном режиме.

Эксперименты

Позиция чиновников вполне понятна: действительно, детские сады должны вновь стать детскими садами, а школьники – учиться в современных просторных классах. Просто уж очень любят у нас разные эксперименты. И часто, как и в этом случае, казалось бы, перспективный и инновационный проект становится в буквальном смысле слова старой новой школой. Уже, по сути, никому не нужной. Кроме, разумеется, учеников и их родителей. Мы не ратуем за то, чтобы все школы в Кемерово были, что называется, православной направленности: все-таки мы живем в многоконфессионном государстве, и выбор должен быть у всех. Подтверждением тому может служить и многочисленные протесты жителей Кемерово, когда прошел слух, что новую школу в микрорайоне №14 планируется сделать православной гимназией. Тогда к нам в редакцию тоже обращались возмущенные люди, которые жаловались, что их лишают права выбора. А они хотят водить своих ребятишек в обычную общеобразовательную школу. Одним словом, куда определить своего ребенка, волен выбирать каждый. Но все-таки образование, на мой взгляд, та сфера, где невозможны и даже опасны эксперименты. Нельзя обучать ребенка три года по одной программе, а потом взять и всё поменять. Нельзя просто так сначала предоставить возможность ребенку несколько лет

обучаться в камерной, маленькой школе, где все знают друг друга в лицо и вместе стоят на церковной службе, а потом – перевести ребенка в обычный шумный класс. И если уже власть решила в свое время провести такой инновационный эксперимент, значит на ней лежит ответственность за то, чтобы дети имели возможность доучиться здесь. Ведь никто не предупреждал родителей первоклассников о закрытии школы: классы набирались, уроки шли. И оптимальный выход тут видится один: все-таки искать помещение, где могла бы работать школа в том же составе: с теми же учителями, с тем же детским коллективом. Думается, что так было бы правильнее и честнее. Потому мы надеемся, что всё-таки будет найдено именно такое решение.

«Мы же не к революции призываем, мы просим помощи…» – говорили родители представителям управления образования. Будем надеяться, что люди будут услышаны.

…Появление новый детских садов – дело благое. И известно, что по крайней мере до 2015 года в областном центре будут открываться новые садики. И дай Бог, чтобы они открывались и в последующие годы. Но что делать, если вдруг случится очередная демографическая яма? Тогда снова будем закрывать садики и открывать в них инновационные школы?

Комментарии

Рекомендуем