Связь в разрезе
Как добыча угля зависит от интернета и мобильной телефонии
Какие ассоциации возникают у большинства людей при упоминании любого известного мобильного оператора? Корпоративные цвета и эмблема, собственный смартфон, домашний интернет и ТВ, голос сотрудника call-центра, в редких случаях – вышка где-нибудь на горе. А между тем, сказать, что оператор – это тот, кто обеспечивает мобильную связь, это всё равно, что назвать Майкла Джордана просто хорошим баскетболистом. То есть, с одной стороны, правда, с другой - обидное преуменьшение.

Вообще-то компании связи, как правило, не отличаются особой обидчивостью и ранимостью, но им тоже хочется, чтобы абоненты понимали - предел возможностей лежит намного дальше, чем просто хорошая телефонная связь и быстрый мобильный/домашний интернет. Компания «МегаФон» устроила пресс-тур для журналистов из 7 регионов Сибири, с целью продемонстрировать свои рабочие мощности при обслуживании крайне сложного объекта: угольного разреза «Черниговский». В этой статье мы остановимся на моментах поездки, которые впечатлили нас больше всего.
Всевидящее око
Пока суровые горняки и могучая техника трудятся, добывая уголь, за каждым, без преувеличения, их действием, наблюдают камеры (их на «Черниговском» великое множество. Причём не просто наблюдают: при необходимости диспетчер в любой момент может зумировать изображение, повернуть его на нужный градус, сместить по вертикали или горизонтали. И все эти данные в режиме онлайн поступают на мониторы диспетчерского центра. В распоряжении диспетчеров не только камеры наблюдения - за ходом работ они следят также при помощи радаров.

«Недавно собственники приняли решение приобрести в Австралии радарные установки, которые наблюдают за движением «бортов» разреза. Они стоят в потенциально опасных зонах и идёт постоянное сканирование – есть движение или нет? Съёмка идёт ежесекундно, с точностью до миллиметра», - рассказывает генеральный директор разреза Юрий Дерябин.
Нужно отметить, что диспетчерская на разрезе не одна. Например, на обогатительной фабрике «Черниговская-Коксовая» - свой пункт управления и координации работ по обогащению угля. Каждый этап обработки «чёрного золота», каждый сантиметр двух обогатительных линий (первая производит коксующийся уголь марки КС, вторая – энергетический, марки СС), точно так же просматривается камерами. И канал для обработки данных в режиме онлайн полностью обеспечивает «МегаФон». Равно как и оптоволоконные каналы связи для других подразделений СДС-Угля, расположенных друг от друга на расстоянии до 300 км.

Все вышеперечисленные устройства охватывают площадь, сравнимую с территорией небольшого города – более 50 квадратных километров. На «Черниговском» только протяжённость автомобильных дорог составляет больше 100 км. Но расстояние – это только часть проблем, связанных с обслуживанием такого непростого участка, как угольный разрез.
Заботы связистов
Кузбасское региональное отделение «МегаФон» обеспечивает для «Черниговского» не только канал интернет-связи и М2М-решения. У предприятия ничуть не меньшая потребность в обычной телефонной и фиксированной связи. На разрезе имеются 70-ти и 30-ти метровые вышки «МегаФон», базовые станции и представительства линий связи. Понятно, такое сложное хозяйство требует постоянного внимания и ухода – в случае аварии разрез может столкнуться с нешуточными трудностями.
«Аварийные ситуации действительно случаются. Связь – это ведь технический процесс. Но, во-первых, мы применяем дублирование - у нас на «Черниговском» не одна, а две вышки связи. А во-вторых, важно не сколько аварий случается, а как быстро мы реагируем и устраняем их», - перефразирует Глеба Жеглова директор Кузбасского регионального отделения «МегаФон» Марк Малахов. - «У нас есть оперативные аварийные бригады. Та из них, что будет находиться ближе всех к моменту аварии, выдвинется незамедлительно. В кратчайшие сроки мы переведём разрез на резервирование и устраним аварию».
«Интернет вещей»
Пожалуй, самое важное новшество, введённое на разрезе в последние годы – межмашинное взаимодействие, оно же - Machine-to-Machine, оно же - M2M. Технология позволяет контролировать и координировать работу каждой отдельной машины в мельчайших деталях.

«На всех производственных машинах установлена навигация, любой самосвал или заправщик несложно отследить. В режиме онлайн можно посмотреть направление движения, остаток топлива, скорость движения, степень загрузки. Кроме того, отдельное ПО позволяет отслеживать производственные показатели», - рассказывает сотрудник диспетчерского пункта Евгений Григорьев.

M2M – воплощение одного из самых актуальных терминов современности «оптимизация расходов» - затраты на контроль и диагностику производственных процессов и оборудования снижаются в разы.
«Это одно из самых перспективных направлений, потому что полностью оптимизируются затраты на. Не нужно, например, садиться на автомобиль и куда-то ехать, чтобы оценить состояние административно-хозяйственного транспорта. Вы можете посмотреть, сколько времени прошло от момента погрузки до разгрузки и соответствует ли это время технологическим картам. В том же режиме можно отслеживать любую деталь процесса – выхлопы газов, загрузку топлива – всё», - поясняет Марк Малахов.

Как выразился один из участников пресс-тура, фактически M2M – это тот самый «интернет вещей», который считается неотъемлемой часть наступающего светлого будущего, когда через интернет будет контролироваться практически каждый предмет, от автомобиля до бытовой техники. Но, разумеется, приносить плоды технология будет только в том случае, если интернет-покрытие действует на всей территории разреза без перебоев. В противном случае сам смысл затеи теряется.
Связь с глубиной
На этом моменте хочется остановиться отдельно по той простой причине, что глубина разреза в самой нижней точке достигает 280 метров. Видите, там, где так мило синеет водичка и БЕЛАЗы кажутся муравьями? Разумеется, сигнал с вышки и ретрансляторов «МегаФон» туда не проникает. Фактически, компания построила для разреза отдельный фрагмент сети, которого бы хватило для покрытия небольшого райцентра Кузбасса.
«Если у нас распространение радиоволн идёт горизонтально, то обеспечить покрытие в «яме» было главным вызовом для нас при обеспечении связи на «Черниговском». Для решения проблемы создана целая сеть антенн, которая позволяет обеспечить связь даже на самых низких участках разреза», - поясняет директор Кузбасского регионального отделения «МегаФон» Марк Малахов.

А связь необходима всегда и в любой точке разреза: устойчивый, бесперебойный сигнал – это не только безопасность сотрудников, но и очевидная финансовая выгода для всего предприятия.
Текст: Аркадий Кимеев
Фото: Никита Анульев/Сибдепо
© 2017