Сыр-бор

Кемеровские предприниматели намерены построить пассажирскую канатную дорогу в сосновый бор на правом берегу областного центра и арендовать здесь 6,5 га. У представителей бизнеса уже есть вполне конкретные виды на бор, хотя проекта, а тем более разрешения на его воплощение нет. И не должно быть – по закону и по совести, считают защитники бора.

Кемеровские предприниматели намерены построить пассажирскую канатную дорогу в сосновый бор на правом берегу областного центра и арендовать здесь 6,5 га. У представителей бизнеса уже есть вполне конкретные виды на бор, хотя проекта, а тем более разрешения на его воплощение нет. И не должно быть – по закону и по совести, считают защитники бора.

Возможность возобновления начатого в 80-е годы строительства канатной дороги через Томь обсуждалась на публичных слушаниях в октябре прошлого года. Роль инвестора готово было взять на себя ООО «Кузбасс Капитал Инвест». Тогда ряд сотрудников городского управления архитектуры и экологи высказали скептическое отношение к строительству опоры на правом берегу: оно может повредить реликтовому сосновому бору. Обсуждение вопроса отложили. Но уже 24 января этого года в одном из кемеровских СМИ вышла публикация, рассказывающая о намерении того же инвестора разбить на 6,5 га соснового бора продолжение «Парка чудес». А свяжет два берега пресловутая канатная дорога. Представитель компании подробно расписывает устройство будущего «уникального места отдыха» и даже раскрывает сумму инвестиций в первую очередь строительства – 170 млн рублей. После прочтения создается впечатление, что предприниматели настроены более чем решительно. Кажется, у них всего готово для осуществления задуманного, и дело осталось за малым — получить разрешение, которого пока нет. Зато, похоже, есть одобрение городских властей. 15 декабря 2011 состоялась коллегия горадминистрации, на которой компания представила свои планы. А 26 декабря КУМИ выставил на аукцион объекты незавершенного строительства – опоры по обоим берегам реки, капитальное здание в горсаду и 26 соток земли. «Кузбасс Капитал Инвест» в один шаг обошел единственного конкурента и приобрел лот за 3,1 млн руб. (начальная цена -3 млн руб.).

 Строить нельзя запретить 

Прочитав означенную публикацию, директор юридической фирмы Сергей Прохоров разом собрал 70 подписей против строительства канатки и, можно сказать, этим начал кампанию в защиту соснового бора. Среди подписантов значится в частности член Союза писателей России Любовь Скорик, чемпион мира по лыжным гонкам среди мастеров-ветеранов Анатолий Стариков, полковник полиции Иван Корчуганов. Прохоров попросил оценить правомерность строительства дороги в бор природоохранную прокуратуру. «Исходя из ответа прокурора, категорически нет никаких оснований, чтобы даже вести речь о постройках в сосновом бору», — говорит он. В качестве ближайшего примера Прохоров приводит 75-е постановление городского Совета народных депутатов от 26 ноября 2004 года «О правилах землепользования и застройки в городе». «Зона городского леса предназначена для сохранения существующего природного ландшафта и экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья и общего благополучия населения», — цитирует юрист 37 статью постановления, устанавливающую градостроительный регламент зоны городских лесов. Капитальное строительство в городских лесах не предусмотрено – разрешены только временные объекты. Менеджер проекта Александр Кудряшов перечисляет, что будет в бору: «Дорожно-тропиночная сеть, беседки, аншлаги, малые архитектурные формы, пункты проката инвентаря, наблюдательная площадка с подзорными трубами, детская площадка, пункт питания детской направленности, киоск розничной торговли сувенирной продукцией, мороженым и прочим, пункт охраны, общественный туалет, контейнер под мусор, парковка».

Допустим, формально природный ландшафт от тропинок и киосков не пострадает. Но все это можно разместить гораздо компактнее, нежели на площади 6,5 га. Защитники природы настораживаются: зачем понадобилось столько лесной земли? На что исполнительный директор ООО «Кузбасс Капитал Инвест» Сергей Прокопьев заявляет, что капитальных объектов в бору компания возводить не намерена, и что 6,5 га будут использоваться не с целью застройки, а возьмутся «на содержание».

Вызывает вопросы и сама дорога. «Трасса под канатную дорогу сформирована лет 30 назад: под вырубку не попадает ни одно дерево», — говорит Кудряшов и тут же поправляется – под линией канатной дороги нет ни одного дерева. Непонятно все же, как идеологи канатки собираются возводить опору – серьезное капитальное сооружение – без строительства технологической дороги.

Дорога в бор в обход порядка?

Как бы там ни было, серьезные намерения инвесторов вовсе не означают, что дороге быть. «Лесной кодекс предусматривает, что у субъекта должен быть план, должен быть разработан лесохозяйственный регламент, — говорит Прохоров. — На основании регламента делается проект освоения лесов и делается его экспертиза. Все завершается публичными слушаниями, и прохождение многоступенчатой процедуры далеко не означает, что общественность положительно выскажется на этот счет».

Сергей Прокопьев, в свою очередь, поручился, что компания намерена пройти все этапы установленного порядка. «К концу года мы планируем только получить бумаги, которые, может быть, если мы все пройдем, позволят нам в 2013 году приступить к строительству». И все-таки сдается нам, что инвестор рассчитывал на более ударные темпы: в пресловутой публикации сообщалось, что строительство может начаться уже в этом году.

«Настораживает вся процедура, которая была инициирована «Кузбасс Капитал Инвестом» по рассмотрению этого проекта, — комментирует Прохоров. — Он был вынесен на заседание коллегии горадминистрации. Этот орган носит совещательный характер, никаких юридических решений значимых он принимать не может. Почему-то кулуарно, в обход озвученного порядка были поданы пожелания на коллегию. Наверное, потому, что одобрение коллегии является удобным шагом, который позволит и дальше продвигать это вопрос».

Уроки Химок

Судьба бора выносилась на обсуждение кемеровской общественной палаты, где к какому-то однозначному выводу так и не пришли. С одной стороны, уникальный островок природы в городе, с другой стороны – за ним никто не ухаживает, а тут люди с деньгами обещают делать это. Сергей Прохоров предложил обратиться с законодательной инициативой о принятии областного закона о сосновом боре, который предусмотрит его использование как целостного объекта без вычленения отдельных площадей. Также прозвучало предложение придать бору статус особо охраняемой природной территории.

Между тем бизнесмены от своих планов не отказываются. Господин Прокопьев сообщил о готовом проекте планировки, который позволяет строить линейные объекты. На заключение по нему и решение мэра с учетом мнения горожан (интересно, каким образом оно будет учитываться?) инвестор заложил 2 месяца. В любом случае будущее бора остается в руках муниципалитета. Областные власти в лучшем случае попросят дать оценку проекту. «Я не буду настаивать на рассмотрении вопроса лесного плана по этому бору, — говорит начальник управления лесного контроля областного департамента лесного комплекса Вячеслав Семёхин. — Я не буду рассматривать лесохозяйсвтенный регламент по этому бору, потому что все, что там будет, я знаю. Я ни с одним пунктом не соглашусь. Подходить к этому вопросу можно только с позиций человеческого смысла». Вячеслав Михайлович думал над тем, чтобы создать в бору природный парк. «Не уверен, что он должен находиться в системе особо охраняемой природной территории регионального уровня. Потому что они сегодня финансово не обеспечены, структура управления практически не создана. Мы можем доверить парк организации, которая не справится с обязательством по сохранению бора. Нужно еще подумать. Это только первая встреча».Сергей Прохоров считает, что бор нужно оставить в покое и не будоражить народ – иначе нам так и до Химкинского леса недалеко.

Бор спасла война

Увлеченный историей региона журналист Владимир Сухацкий рассказывает, что в 1915 году при закладке шахты «Центральная» в Рудничном районе не было вырублено в бору ни одного одного деревца. И это алчные капиталисты! «Большая проблема была, конечно, со скотиной. Рутгерс, как руководитель колонии, запрещал категорически и увольнял людей, которые пасли там скот. Читаю протокол городской коммунальной секции: «На правом берегу реки Томи есть хвойный и лиственный лес, который нужно сохранить как очистительную зону в промышленном угольном районе, не допуская пастьбы скота. Сосновый бор считать заповедником, не допускать в нем никаких сельхозпользований…». В 1929 году не было еще науки «экология» – люди здравый смысл имели». В дальнейшем люди со своими странными инициативами (библиотека на 200 читателей под сенью сосен и праздники песни в 20 тысяч голосов) наносили вред бору. Но все-таки история щадила наш уникальный городской лес. От сталинского парка культуры бор спасла война. Так стоит ли сегодня, в 21 веке, затевать очередной прожект? Вновь и вновь раздаются призывы к здравому смыслу. Да, было бы здорово проехать в бор по канатной дороге, побродить по тропинкам, подышать сосновым воздухом, не опасаясь за свою жизнь и здоровье. А если и другие захотят получить свой участок в бору, и через несколько лет будет не бор, а клочки-владения? В конце концов, речь идет и о общедоступности леса. Арендаторы муниципальной земли имеют обыкновение устанавливать на ней свой порядки. Так, в горсад, то есть в «Парк чудес», после 22:00 вход закрыт. И нет гарантии, что «уникальное место отдыха» в бору не обнесут забором. В альтруизм бизнесменов, теперь позиционирующих свой проект как имиджевый и даже социальный, также верится с трудом. О какой социальности может идти речь, если проезд по канатной дороге будет явно небесплатным?

Мы будем следить за развитием ситуации.

 

Комментарии

Рекомендуем