×

Теряя голову…

На прошлых выходных кемеровская публика посмотрела «Мастера и Маргариту» по Булгакову и «Саломею» по Уайльду в постановке Романа Виктюка. На обоих спектаклях, как и в прошлом году на «Служанках», был аншлаг. Корреспондент «МК в Кузбассе» встретился с ведущим актером театра Романа Виктюка Дмитрием Бозиным – исполнителем ролей Воланда и Саломеи.

'ТеряяНа прошлых выходных кемеровская публика посмотрела «Мастера и Маргариту» по Булгакову и «Саломею» по Уайльду в постановке Романа Виктюка. На обоих спектаклях, как и в прошлом году на «Служанках», был аншлаг. Корреспондент «МК в Кузбассе» встретился с ведущим актером театра Романа Виктюка Дмитрием Бозиным – исполнителем ролей Воланда и Саломеи.

Он и в жизни похож на лермонтовского или врубелевского Демона. Ртутный блеск в смеющихся глазах Дмитрия не хочется объяснять иначе как мистическим присутствием. Актер столь же по-мужски обаятелен, как и его Воланд. При этом он справился с одной из сложнейших актерских задач – играет в женском амплуа, да еще в таком непростом. Грации и эротической энергетике его Саломеи могла бы позавидовать любая женщина.

Воланд сделал себя сам…

«Воланд был тем персонажем, который я не строил как актер, — говорит Дмитрий. — Я не продумывал его снаружи. Всякий раз, подходя к зеркалу перед спектаклем, я рисовал на лице только то, что в этом отражении видел. Таким образом, сменилось гримов двадцать, а то и больше. Каждый раз я создаю немножко другое лицо. Оно происходит само собой. Воланд сам находит воплощение через человека. Я знал и Виктюк знал, что другого способа работы над этим персонажем не будет. Я даже не искал его интонаций. Спектакль за спектаклем Воланд приобрел свой голос, разговаривая через меня». По словам Дмитрия, Роман Виктюк на протяжении многих репетиций не дал актеру ни одного совета. «Я уже не выдержал и, в конце концов, обратился к нему: «Роман Григорьевич, ну скажите что-нибудь!» Он говорит: «Сына, но если бы ты что-то делал неправильно, неужели я бы не сказал тебе?» Он тоже знал, что Воланд будет создавать себя. Ему нужно время. На премьере – это еще не Воланд».

«Мастер и Маргарита» в сценической интерпретации Виктюка существует 9 лет. От постановки к постановке спектакль развивался, подобно живому существу. «Много лет роль Иешуа играл отдельный совершенно актер, который появлялся из ниоткуда и исчезал в никуда, — говорит Бозин. — Наверное, поэтому зрители не очень-то понимали историю этого разговора: почему Мастер – это Пилат, а Иешуа – отдельный персонаж? И тут вдруг ни один из трех исполнителей роли Иешуа не смог приехать на гастроли, а быстро ввести на эту роль никого не получалось – нового человека не было. Тогда роль предложили тому актеру, который играл Бездомного. Он быстро очень включился в процесс и вошел в эту сцену. И наконец-то сам спектакль себя построил. Мастер пишет роман о Понтии Пилате, поэт Иван Бездомный – пишет поэму о Христе. И, таким образом, два автора разговаривают через своих персонажей».

…а Саломея – это судьба

'ТеряяЕсли роль Князя тьмы подходит Бозину по образу и характеру, то сыграть Саломею, что называется, ему было написано на роду. Актер рассказывает об удивительных совпадениях, связывающих его и библейскую царевну. В частности, в этих совпадениях Дмитрий видит то, о чем как раз рассуждает Воланд с массолитовцами – доказательство бытия Бога. «Моя старшая дочь собралась на спектакль «Саломея» (к тому моменту я играл в спектакле уже 10 лет). Чтобы узнать, кто такая Саломея, они вместе с младшей дочерью начали листать книгу «Великие женщины Библии». И тут дочери зовут меня. Оказывается, в книге сказано, что в одной из иранских легенд дочь Иродиады, ту самую девочку, которая попросила голову пророка, зовут Бозия. У меня фамилия – Бозин. Прозвище любимого человека Уайльда – Бози. Как вы думаете, стоит мне верить в Бога? Вернее, есть ли у меня шанс не верить в него? Просто такое количество у меня в жизни потрясающих интересных совпадений, что о великой гармонии природы я не задумываюсь так уж часто, я просто знаю о ее существовании и все».

Дмитрий Бозин говорит, что в 19 лет восхищался «Служанками», но все равно понимал, что это уже сделали другие. И вдруг ему предложили сыграть Саломею. «Поймите, для актера это что-то невероятное. Вдруг ты перевоплощаешься в одну из самых красивых и желанных женщин. Со всей своей фантазией, со всей своей мужской мечтой о ней, о такой, как она. О том, что уж ты-то посмотрел бы ей в глаза обязательно, уж ты бы не был таким глупцом, кто «повязал свои повязкою глаза того, кто хочет видеть только своего Бога». И вот тогда, когда стал погружаться в персонаж, начал понимать, что я в этом существе открываю все большее. Для меня все ее слова безумно важны. Это же «Песнь песней» Соломона. Одно из самых потрясающих эротических произведений лежит внутри Библии».

К «Саломее» Виктюка, которая в первую очередь о свободе и толерантности, в обществе сложилось неоднозначное отношение. Многие улавливают в спектакле исключительно гомосексуальные интонации. «В данном случае я, конечно, дико сожалею, что 12 лет моей жизни я для большинства людей просто рассказываю о гомосексуализме, и они больше ничего не видят, — говорит Бозин. — Хочется иной раз заорать, что я не об этом говорю, черт бы вас побрал! Но что поделаешь – таков закон. Уайльд тоже говорил, наверное, о другом, хоть он и любил мужчину. Я рассказываю о диком конфликте, с моей точки зрения противоестественном. Почему-то природа, сконцентрированная в Саломее, не смогла пробиться к духу Иоканаана. Саломея для меня – это такой крик. Она готова уже убить, но только чтобы доказать – я любила тебя, ты пойми, болван! Для меня это важно. Я из тех мужчин, кто посмотрит ей в глаза и сделает все. Я из тех, кто любит, из тех, кто теряет голову».

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp