Цифра недели: сколько россиян соблюдают Великий пост перед Пасхой

8 апреля православные жители России будут отмечать самый важный христианский праздник – Пасху. В этот день завершится Великий пост и воцерковлённые люди снова смогут есть всё, что захотят. Специалисты «Левада-центра» выяснили, сколько жителей нашей страны держат самый строгий православный пост, а мы, в свою очередь, пообщались с представителем Кузбасской митрополии и узнали, кого считают грешниками и можно ли отмечать Пасху россиянам, никак не соприкасающимся с религией.

По данным «Левада-центра», в 2018 году Великий пост строго соблюдают только 2% россиян. 11% жителей нашей страны частично соблюдают пост, они стараются не есть мясо и исключают алкоголь, а ещё 6% россиян строго постятся только в последнюю неделю перед Пасхой. Чаще всего церковным рекомендациям следуют женщины старше 45 лет. И в этом году Пасху не планируют отмечать только 8% опрошенных, начиная с 1997 года, это самый высокий показатель. В опросе участвовали 1 600 человек из 52 субъектов РФ.

Стоит отметить, что 78% жителей России во время Великого поста питаются как обычно, но всё равно планируют отмечать Пасху – это же традиция! В Кузбасской митрополии отметили, что число постящихся на самом деле больше, но цифр не привели.

В России проживают как минимум 4% воцерковлённых граждан, это не считая тех, кто строго не соблюдает церковный образ жизни, но всё равно время от времени посещает храмы.

В православной церкви Великий пост длится 40 дней. В течение этого времени воцерковлённым людям запрещается есть мясо, молоко, сыр и яйца, а также ряд других вкусностей. Эту строгую «диету» выдерживают далеко не все люди, да и сам пост имеет ряд послаблений. Например, физически трудящиеся христиане могут вместе со своим духовником решать, что им можно есть, а что нет, чтобы ежедневно выполнять свою работу и не вредить здоровью. Также некие привилегии есть у больных людей и инвалидов. Чаще всего им можно есть всё.

При этом надо понимать, что смысловой аспект поста заключается именно в добровольном отказе от еды. Церковь к этому не призывает, каждый сам должен сделать свой выбор. Священнослужители считают, что телесный пост теряет какой-либо смысл, если постящийся человек не придерживается ещё и духовного поста (речь идёт о развлечениях, сексе и даже греховных мыслях).

Грешники – кто они?

Руководитель информационно-просветительского отдела Кемеровской епархии диакон Вячеслав Ланский пояснил Сибдепо, что тяжесть поста всё-таки определяется самим человеком и грехом считается не  нарушение неких прописных запретов, а нарушение человеком постных рамок, которые он сам себе установил. Другими словами, назвался груздем – полезай в кузов, за язык никто не тянул.

«Понятие греха несоблюдения поста имеет значение, прежде всего, для воцерковлённых людей. Для остальных – нужно иметь знание о Боге, верить в Бога, прежде чем делать выводы о том, как поститься или не поститься вовсе. Если человек не ведёт церковный образ жизни и не верит в Бога, то и поститься ему нет смысла. Этот грех не будет иметь первостепенное значение», — пояснил отец Вячеслав.

Святая Пасха и невоцерковлённые люди

По словам представителя Кузбасской митрополии, православие давно стало частью русской культуры, частью национальной традиции. Церковь не осуждает тех людей, кто не постится, но празднует Пасху. Этим поступком они подчёркивают свою принадлежность к национальности.

«Православная вера — это один из символов принадлежности человека к русской национальности. Под русской национальностью я имею в виду общее понятие – те, кто живут в России. Поэтому православие, это некий идентификатор того, какой ты человек, к какой культуре принадлежишь», — пояснил диакон, отметив, что церковные праздники давно являются элементом русской культуры.

Празднование Пасхи невоцерковлёнными людьми не оскорбляет Церковь, но душа каждого священнослужителя болит за таких людей сильнее, чем за тех, кто никак не соприкасается с церковью.

Текст: Елена Семёнова.
Фото: pixabay.com, архив Сибдепо.

Комментарии

Рекомендуем