«Упрощение литературного первоисточника сказалось на смене формата повествования: многочисленные описания превратились в картинку, мучительное превозмогание – в емкие, хорошо построенные диалоги, а формирование «ка-тета» Стрелка было отложено до лучших времен».
Режиссёр и Стивен Кинг
Едва ли не каждый критик написал о варварском обращении с потрясающим исходным материалом. Но задумывались ли эти люди о том, можно ли вообще экранизировать оригинальную «Тёмную башню»? Ту самую, из которой, как из песни, не выкинешь ужасающую жестокость, кровь и насилие, а также омерзительные половые контакты между ключевыми персонажами? Даже многие поклонники творчества Кинга признают, что здесь маэстро хватил лишку. А ненавистники и вовсе считают «Башню» диагнозом. В общем, если добросовестно экранизировать этот материал, непонятно, какой рейтинг присваивать этой картине. Даже фильмы под грифом NC-17 рядом с такой картиной покажутся добрыми диснеевскими сказками.
Помнят ли критики, что среди подвигов Стрелка значатся массовые убийства мирных жителей, лучшего друга, собственной матери и сына? Для тех, кто не читал – речь идёт о главном положительном персонаже. Об отрицательных умолчим, а то как бы не накликать ненароком…
Так вот, для кого вышел бы фильм, снятый так, как нужно начитанным кинокритикам? Многие ли кинотеатры решились бы на его трансляцию? Сколько денег он собрал бы в прокате? Да и с какой стороны вообще подходить к экранизации этого magnum opus (никакой издёвки – Кинг сам так называет цикл “Тёмная башня”)? 8 толстенных томов, которые после попадания писателя под пикап стали трудночитаемыми, а в двух последних даже фанатам трудно находить хоть какой-то смысл! И как прикажете киношникам со всем этим работать?
Нет, у режиссёра был только один разумный путь – создать картину «по мотивам». Что, собственно, Арсель и сделал. И получилось у него вовсе не так плохо, как можно подумать, взглянув на рейтинг Rotton Tomatoes. Добротный фантастический боевик с элементами мистики.
«Темная башня» — это довольно усердный подход к поистине невероятному исходному материалу. В то время как создатели делают все возможное с тем, что им дано, в конечном счете этого недостаточно, чтобы компенсировать нехватку времени на раскрытие персонажей и их мотивацию в сценарии».
Сюжет
За отсутствие «кинговской» атмосферы Арселя ругают, по большому счёту зря. Она-таки имеется, хотя местами и проскакивают откровенно попсовые эпизоды. Но общей картины они не портят. Нью-Йорк в фильме – грязный и страшный. Даже в школе, где учится подросток Джейк, даже в кабинете у психолога. В первые минуты картина отлично передаёт чувства подростка, которого все, вплоть до родной матери записывают в сумасшедшие и вот-вот упекут в «дурку». Страдания детей, оказавшихся в плену у Алого Короля, тоже не оставляют равнодушными, равно как и рожи их надсмотрщиков. Явно положительные и беззащитные персонажи погибают не однажды, причём жестоко и несправедливо.
Арсель нашёл место как психологическим сценам, так и весьма бодрому экшну, параллельным мирам, мистике и юмору. Имеют место быть сцены с адаптацией благородного воина из иного мира в нашей реальности (фраза «У вас еноты до сих пор разговаривают» — прямая отсылка к книжному Ышу, но, к сожалению, продолжения не имеет).
К сожалению, всё это утрамбовано в 135 минут экранного времени, так что получилось несколько сумбурно. Будь хронометраж больше минут на 30-40 – и было бы куда интереснее. И, глядишь, нашлось бы место ряду эпизодов из книги, которые точно бы пригодились. Например, момент с предательством ордена Стрелков и последующим побоищем украсил бы фильм несомненно. Или поездка на слетевшем с катушек (во всех смыслах) монорельсе с искусственным интеллектом. А самое главное – времени на объяснение мотивов, движущих персонажами (особенно злодеями), почти не осталось. И это – серьёзный минус.
Но тут, видимо, виноват небольшой, по голливудским меркам, бюджет – «всего» $ 60 000 000. Всё, видимо, ушло на спецэффекты и гонорары Идриса Эльбы и Мэттью МакКонахи. Впрочем, последние вложения совершенно точно себя оправдали.
«Эльба и Макконахи дают фильму именно то, что нужно: первый — стоическое благородство и мудрость, второй — полное пренебрежение к страданиям человечества».
Герои и злодеи
За выбор Идриса Эльбы на роль Стрелка никто критиковать режиссёра не решился (прослыть расистом – это вам не шутки). А между тем, Кинг прямо заявлял, что рисовал Стрелка по имени Роланд с образа Клинта Иствуда. И по ходу кастинга были отвергнуты кандидатуры Рассела Кроу, Лиама Нисона и того же МакКонахи. Но, раз уж сам Кинг не стал скандалить по поводу темнокожего Роланда, мы уж точно не будем. Тем более, что Стрелок получился очень даже неплохим.
За время путешествия со страниц на экран, Стрелок растерял большую часть своих дурных наклонностей (включая курение). Остался разве что сварливый нрав, но это понять можно, учитывая прошлое и настоящее персонажа. Роланд в исполнении Эльбы – классический герой вестерна (куда более классический, чем у Кинга). Он суров, говорит только по делу, а действует быстро, беспощадно и красиво. О, в стрельбе из пистолетов с двух рук он оставил далеко позади комиксного Дэдшота из «Отряда самоубийц». Прицелившись по слуху, бьёт из револьвера на расстояние, посильное разве что для СВД, через несколько преград. Без промаха, разумеется. Особо отметим товарищескую встречу с демонами и бандюками в Нью-Йорке, завершившуюся со счётом 258:0.
Не менее тёплых слов заслуживает Джейк Чемберс в исполнении Тома Тейлора. Весьма нетипичный киношный подросток. По-пацански агрессивный, крайне сообразительный и моментально принимающий решения в критических ситуациях. Хорошее чувство юмора и здоровый цинизм присутствуют. Обычно такой набор качеств малолетние герои приобретают только к финальным титрам, а тут всё с самого начала в комплекте. На Тейлора стоит обратить внимание – возможно, восходящая звезда.
Третий из достойных отдельного упоминания персонажей – Алый Король, он же – Рам Аббала в исполнении Мэттью МакКоннахи. Великолепен. Просто нет слов. Обаятельнее, чем все остальные актёры «Тёмной башни», вместе взятые. Смотреть на него и слушать его краткие монологи можно бесконечно. При этом его хочется убить даже сильнее, чем Кристофа Вальца в «Бесславных ублюдках». Словом, идеальный главзлодей. Поклонникам (и особенно поклонницам) МакКонахи смотреть обязательно.
К сожалению, вышеупомянутое сокращение вышвырнуло из истории про «Тёмную башню» массу интересных персонажей. Но, если бы в картине появилась бы безногая Госпожа теней, то пришлось бы вводить и Мордреда – паука-ребёнка, зачатого ею от четверых, включая демона Двери и Роланда(!), а значит, суккуб Миа должна вмешаться в её беременность, а героиновый наркоман Эдди Дин… В общем, вы поняли – гриф N-17 с десятью плюсами.
С другой стороны, то, как показаны приспешники Алого Короля в данном варианте «Башни» — это издевательство над зрителем. Кто есть кто – непонятно. Какой-то Крыс, не менее какая-то Матильда – откуда сценаристы их взяли – непонятно. Фанаты Кинга в ярости. Но главное, зачем вообще было их персонифицировать, если они ни черта в кадре не делают? То есть – вообще ничего. Добрым словом отметим лишь злодейскую массовку и демона, встреченного героями в Срединном мире.
«У «Темной башни» уже сложилась дурная репутация из-за историй о перемонтировании в последний момент и конфликте продюсеров с режиссером, но фильм все равно получился достойный. Он ни на что не претендует, но многого добивается. Это высоко компетентная и метафизическая видеоигра, которая не требует знания первоисточника, включает в себя некоторые любопытные развлекательные визуальные эффекты, и, стоит отметить, вызывает эмоции, близкие к нулю. Что в фильме, подобном этому, не обязательно является недостатком».
«Тёмная башня» — тот случай, когда к американским критикам нужно прислушиваться особенно осторожно. Для американцев Стивен Кинг – фигура не менее одиозная, чем для нас Гоголь. И такое надругательство над канонами жанра вполне ожидаемо их взбесило. Но в России-то такого поклонения перед «Башней» нет. Поэтому превращение книги ужасов/фэнтези/вестерна/научной фантастики/киберпанка просто в боевик никого, кроме ярых фанатов, шокировать не должно. Не знакомые с первоисточником вообще могут не забивать голову лишними мыслями, а просто получить удовольствие от вполне приличного фантастического фильма. А если уж совсем тоскуете по «настоящему Кингу», то подождите месяц: классика ужасов под названием «Оно» стартует в прокате 7 сентября.