Уголь — в рост!

Перед угольной отраслью России в целом и Кузбасса в частности на ближайшие почти 20 лет стоят четкие задачи. Их в том числе обозначил на недавнем совещании в столице нашего региона председатель правительства России Владимир Путин.

Перед угольной отраслью России в целом и Кузбасса в частности на ближайшие почти 20 лет стоят четкие задачи. Их в том числе обозначил на недавнем совещании в столице нашего региона председатель правительства России Владимир Путин.

Мероприятие, тема которого звучала как «Итоги реструктуризации и перспективы развития угольной промышленности», по сути, положило начало новому этапу в ключевой для Кемеровской отрасли промышленности. В том числе определив темпы роста добычи угля и способы решения одной из основных проблем, с которой сталкиваются все угледобывающие предприятия региона. Речь идет о транспортной составляющей.

Укрупняемся…

Знаковым моментом совещания, которое прошло при участии Владимира Путина, стало подписание Соглашения о развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта для обеспечения нужд промышленности. Свои подписи под документом поставили представители ОАО «РЖД», государственная корпорация «Внешэкономбанк» и представители угольщиков. Соглашение предусматривает обеспечение полного вывоза грузов, предъявляемых грузоотправителями за счет увеличения пропускных способностей железнодорожных линий. Угольщики, в свою очередь, определяют потребность в увеличении пропускных способностей железных дорог и оценивают возможную окупаемость данных проектов, а также способы финансирования решения актуальных задач.

Оценивая актуальность транспортной проблемы, Владимир Путин сказал: «Сегодня важно решать проблемы с «пробками» на железной дороге. Для этого необходимо значительно увеличивать количество подвижного состава, а также развивать логистику управления грузопотоками на железной дороге, в том числе с использованием системы ГЛОНАСС».

О том, насколько важно решение транспортной проблемы для угольщиков, рассказал вице-президент по угольной отрасли холдинговой компании «Сибирский Деловой Союз» Владимир Баскаков. По словам топ-менеджера СДС, помимо инфраструктурного развития железной дороги очень важно навести порядок и с компаниями-перевозчиками. Как известно, в настоящее время по российским рельсам кузбасский уголь возят около трехсот перевозчиков. Разумеется, в таких условиях говорить о четкой работе столь разношерстной системы достаточно сложно. В этом смысле уже ведется достаточно серь-езная работа. Причем решению этой проблемы уделил внимание лично губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. В результате должно произойти, во-первых, значительное укрупнение компаний, занимающихся перевозками по железной дороге. Во-вторых, как следствие, количество самих перевозчиков сократится кратно. Среди возможных вариантов называется полтора-два десятка перевозчиков, которые в итоге могут остаться на рынке, чьими услугами будут пользоваться угольщики.

Угледобыча: плюс 30 процентов

Актуальность устранения железнодорожных «пробок» еще и потому столь высока, что в ближайшие 18 лет планируется не просто эволюционное развитие угольной отрасли, а резкий скачок. Так, до 2030 года добыча угля должна вырасти на 100 миллионов тонн: с нынешних 330 миллионов до 430 миллионов тонн угля.

Столь существенный рост невозможно обеспечить только за счет открытия новых предприятий и внедрения современных технологий добычи. Крайне необходимы и инфраструктурные преобразования, среди которых транспортная составляющая является важнейшей.

А для такого региона, как Кемеровская область, успехи в угольной отрасли являются во многом определяющими для успешного развития значительной части экономики начиная от уровня заработной платы рядовых шахтеров и горняков и заканчивая развитием социальной сферы всего региона.

Так, говоря на кемеровском совещании о ситуации с заработной платой в отрасли, Владимир Путин отметил, что уровень прироста доходов шахтеров в минувшем году составил 20 процентов. «Этот показатель выше, чем в любой другой производственной отрасли России», – отметил Владимир Владимирович.

Однако простым ростом заработных плат у работников угольной отрасли дело не ограничивается. Так, по словам Владимира Баскакова, еще в 2010 году произошло весьма существенное событие – перераспределение между постоянной и переменной частями зарплаты. Теперь они составляют 70 и 30 процентов соответственно.

«Это самый главный посыл, – говорит Владимир Петрович. – Мы уходим от слова «план». Общий посыл – надо уйти к системе заданий, а не плана. А задания – это проработанные регламенты, проработанные стандарты производственных процессов, где расписано все «от» и «до», это дает возможность четко обучить человека».

В этой связи особое значение необходимо придавать системе профессионального обучения работников предприятий, системе формирования кадрового отбора. Например, в компании «СДС-Уголь» уделяется огромное внимание этим вопросам. Так, уже много лет работает система обучения студентов по профильным специальностям в Кузбасском государственном технического университете по так называемому целевому набору, когда студенты с первых лет обучения в вузе закреплены за конкретным предприятием, входящим в состав «СДС-Угля», где будут работать после получения диплома.

Кроме того, для уже действующих работников угольных разрезов и шахт организован постоянный процесс повышения профессионального уровня – как для рабочих профессий, так и для инженерно-технического состава. Например, проводятся различные семинары, в том числе на базе санатория «Танай», где угольщики получают уникальную возможность, с одной стороны, учиться, а с другой – получить полноценное лечение.

 

Экологический эффект

Учитывая, что рост угледобычи до 2030 года может составить около 30 процентов, неизбежно встает вопрос и о воздействии промышленной деятельности на окружающую среду, а точнее, о снижении экологической нагрузки.

Так, угольщики холдинговой компании «СДС» в настоящее время ведут активные поиски проектов, которые направлены на использование отходов деятельности обогатительных фабрик – кека. Это тем более объяснимо, что одновременно с ростом количества добычи угля неизбежно будет увеличиваться и количество кека. Соответственно, потребность в его утилизации тоже будет расти.

«Сегодня есть очень интересные проекты, например, по выработке электроэнергии из этих отходов, по получению строительных материалов», – говорит Владимир Баскаков.

С одной стороны, угольщики отлично понимают ответственность за снижение экологической нагрузки. С другой, экологические платежи тоже стимулируют к тому, чтобы сокращать количество отходов, обеспечивая их максимальное использование в различных отраслях деятельности.

Например, сейчас в стадии изучения находится проект, который позволит производить из кека строительные материалы. В случае успешной реализации этого проекта удастся решить вопрос с утилизацией отходов. Кроме того, новое производство – это дополнительные рабочие места, дополнительны доходы, а значит, и дополнительные налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.

Еще один из возможных вариантов использования отходов углеобогатительного производства – это установки, позволяющие использовать низкотемпературное тепло. Это в первую очередь применимо к выхлопным газам и воде-«обратке» на котельных. Использование таких генераторов сделает возможным получение тепловой энергии, по сути, из источников, которые прежде просто шли в отходы.

Таким образом, в угледобывающей отрасли наметился отчетливый положительный тренд, который находит поддержку не только на региональном, но и на федеральном уровне. А активное участие в регулировании процессов, так или иначе касающихся работы угольщиков, позволит сделать развитие отрасли более успешным и интенсивным.

Комментарии

Рекомендуем