Упаковать в картошку

Кузбасские ученые разработали полиэтиленовую упаковку из картофельных очисток – экологичную альтернативу синтетическим пакетам. Под проект уже привлечены грантовые средства, и через 2 года предприятие планирует выпустить первый образец биоупаковки. Между тем российские супермаркеты пока неохотно идут навстречу экологии. Сибдепо попытался выяснить, будет ли востребовано кузбасское изобретение.

Кузбасские ученые разработали полиэтиленовую упаковку из картофельных очисток – экологичную альтернативу синтетическим пакетам. Под проект уже привлечены грантовые средства, и через 2 года предприятие планирует выпустить первый образец биоупаковки. Между тем российские супермаркеты пока неохотно идут навстречу экологии. Сибдепо попытался выяснить, будет ли востребовано кузбасское изобретение.

Борьбу с полиэтиленом, загрязняющим планету, экологи ведут на протяжении последних лет. Кемеровская область – не исключение. С «маечками» в регионе борются регулярно с 2009 года. В качестве альтернативы людям предлагают ходить за продуктами с сумками из натуральных материалов. Но массово заменить пакет нечем. Три года назад региональное отделение Всероссийского общества слепых планировало возродить выпуск хозяйственной сетки-авоськи, которую уже взяли на вооружение как модный аксессуар московские хипстеры. Но, как рассказал главный инженер кемеровского предприятия ВОС «Электропласт» Николай Струков, наладить производство авоськи не получилось: не нашлось большого рынка сбыта. И вот малое инновационное предприятие (МИП) при КемТИППе обнародовало проект производства упаковки из картофельных очисток.

Грант за идею

Идея буквально лежала под ногами. «Как-то раз смотрели в окно – там мусор валялся, — рассказывает директор ООО «Биотек» Константин Карчин. – Подумали: почему бы не поработать над экологичной упаковкой?» Наши ученные, разумеется, слышали о биопакетах из полиэтилена , которые делают за рубежом и пробуют делать в России. К таким добавляются специальные вещества, которые ускоряют реакцию разложения до двух лет (обычный пластиковый пакет «живет» 300-400 лет). Кузбассовцы же решили полимеризировать крахмал. Полученный в результате пакет не будет отличаться от обычного полиэтилена, разве что не будет столь прозрачным. А вот срок разложения картофельного мешка считается в месяцах. При этом для утилизации пакета не требуется никаких специальных условий или сортировки, утверждают в МИПе.

КемТИПП называет свой проект уникальным, несмотря на то, что технология изготовления упаковки из крахмала уже известна. Отличия от аналогичных разработок есть, говорит директор «Биотека», но вот в чем они заключаются, собеседник портала пожелал оставить в тайне. Между тем проект кемтипповцев оценили на федеральном уровне: победив в конкурсе «Старт-2013» он получил грант от «Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» — 600 000 рублей. Если этих средств не хватит, МИП намерен привлекать спонсоров.

Предшественники «Биотека» одной из проблем производства полиэтилена из крахмала называли нехватку сырья: чтобы выпускать продукцию массово, придется засаживать целые картофельные поля. Тем не менее Константин Карчин говорит, что у местных переработчиков достаточно картофельной кожуры и неликвидных корнеплодов.

Срок реализации проекта согласно условиям гранта – 1 год. Первую продукцию «Биотек» планирует выпустить через 2 года. О настроениях потенциальных потребителей – розничных торговых сетей – МИПу пока неизвестно. «Предприятия не готовы вкладываться, пока им не покажешь готовую продукцию», — отмечает Карчин.

Решает цена

По самым грубым подсчетам предприятия, биопакет в конечном счете будет стоить раза в 1,5 дороже синтетического и ненамного дороже западного аналога. Российские ретейлеры пока смотрят на инновационную упаковку с осторожностью. Так, «МК в Кузбассе» удалось узнать мнение на этот счет питерской сети «Лента», чьи гипермаркеты сейчас строятся в Кузбассе. «В своей работе мы пока не используем биоразлагаемую упаковку, — комментирует PR-менеджер «Ленты» Яна Могилёва. — Мы получали предложения от поставщиков упаковки и оборудования, но пока решили не использовать данный материал. Если пакеты из нового материала будут востребованы нашими покупателями, и они будут готовы приобретать пакет по более дорогой цене, чем обычный, мы, конечно, будем продавать их. Возможно, это технологии будущего и, как и для всех новинок, нужно время, чтобы покупатель привык к ним».

Тем не менее некоторые федеральные сети отдают дань моде на экологию, пытаясь заслужить лояльность клиента. «Во всех торговых центрах МЕТРО, в том числе и в Сибири, клиенты имеют возможность приобрести биоразлагаемые пэ пакеты на кассах,- говорит PR менеджер по региональным проектам МЕТРО Кэш энд Керри Анна Малеина. — Мы проводим тендер по этой продукции ежегодно: контракт — федеральный. Если производитель выиграет тендер, то есть предложит наиболее оптимальную цену и будет соответствовать требованиям МЕТРО Кэш энд Керри, то он сможет стать нашим поставщиком».

сеть продуктовых магазинов «Кора» какое-то время назад предлагала своим покупателям В Кемерове биоразлагаемые пакеты. Стоили они на 2-3 рубля дороже обычных. Но вскоре экологичная упаковка исчезла из прикассовых зон этих супермаркетов.

Комментарии

Рекомендуем