В деле: гид зарубежного тура

Признайтесь: ведь задумывались над тем, какие они счастливчики, эти туристические гиды? Мало того, что работа «не пыльная», платят хорошо, так еще и море и солнце в свободном доступе, а не раз в год (в лучшем случае). Но так ли прекрасна на самом деле работа гида за границей? Мы пообщались с девушкой из Кемерова, которая отработала несколько сезонов в Турции и Вьетнаме. На условиях анонимности (работой-то всё-таки дорожит) она рассказала каково это – работать там, где другие отдыхают.

Как устроиться

Я устраивалась через фирму-посредника, таких много по России и они часто набирают персонал, дают краткое обучение, помогают с визой и трудоустройством, отвечают на все сопутствующие вопросы. Обучение краткое, пару дней всего, и платное. На нём в общих чертах рассказывают про страну, про должностные обязанности и специфику работы. После обучения берут 99,9%. Могут не взять, но об этом сразу предупреждают, если есть дефекты речи или тату на видных местах.

Запрет на тату связан с брендбуком – этот человек будет представлять компанию, работать с людьми. И в принципе в крупных компаниях зачастую не приветствуются ни тату, ни пирсинг на видных местах.

Компании, в которые устраиваешься по-разному работают. Я, например, оплачивала только за обучение и оформление документов агентству, а компания – авиабилеты Москва-Анталия-Москва, к примеру, медстраховку, вид на жительство и проживание.

Проще всего устроиться в Турцию – там нет жёстких требований. В остальные страны нужен хороший уровень английского и опыт. Если уже работал в туризме и показываешь отличные знания английского (тестируют на собеседовании), можно обратиться к работодателю напрямую и, соответственно, не оплачивать обучение. Тогда можно выбрать Грецию летом, Таиланд, Вьетнам, Доминикану зимой, Индию и ОАЭ. Ещё, если летом, например, отработал в Турции или Греции сезон, то можешь претендовать на должность в другой стране.

На месте тоже есть обучение, обычно длится недели две. За это время тебя знакомят со страной и туристическим продуктом компании, отелями региона и с коллегами. Это всё проходит в виде презентаций, экскурсий, заданий. Также в это время выдают тексты, трансферную речь. В конце обучения обязательно экзамен, по результатам которого допускают или нет до работы. Были случаи, что до работы не допускали. Честно, не знаю, что в итоге было с этими людьми.

В разных странах название гидов может звучать на местном диалекте, но вообще разделяют на исторических гидов, шоп-гидов, отельных гидов и трансферменов. Один человек может совмещать несколько или все эти роли.

Я работала трасферменом и историческим гидом.

Зарплата и штрафы

Зарплата отличается в каждой компании и каждой стране, сложно сказать какую-то среднюю сумму. Даже форма оплаты может быть разная. У кого-то только оклад, у других вообще каждая поездка оплачивается дополнительно.

По бонусам тоже по-разному, в Турции, например, есть такое понятие как чаевые и на них можно неплохо зарабатывать, есть различные проценты с продаж. В азиатских странах чаевые не так распространены, а в России и вовсе запрещают. Изредка бывают дополнительные денежные поощрения отдельных сотрудников.

Я в среднем получала 500-600$ без учёта бонусов. А вообще у нас гиды получали от 400 до 800$ без учёта бонусов. Бонусы в каждой компании по-своему начисляются. У нас они были за хорошую работу, за переработку, когда большая загруженность. В среднем, это 50-100$. На российских курортах бонус меньше – всего около 3 тысяч рублей.

Штрафы тоже есть. За косяки в работе или если одет не по форме. Минимальный – 30 долларов, а максимальное наказание – увольнение.

Например, меня однажды оштрафовали на 50 долларов. За разговор по телефону. Я была в аэропорту, ждала гостей, и мне кто-то позвонил. Я говорила по телефону не больше двух минут, отдыхающих ещё не было, самолёт ещё не приземлился, и я даже не видела проверяющего. Но тем не менее, по возвращении в офис меня ждал штраф.

Вот ещё пример: все знают про сезон дождей в Азиатских странах. В это время вода в городе может подниматься на метр, затапливает иногда первые этажи. Но не зависимо от погоды мы всегда должны быть в корпоративной форме – брюках или юбке и рубашке. И обязательно туфли. Из дома спускаешься – сразу в воде по пояс. Ладно брюки, они быстро высыхают, а вот в мокрых туфлях ходить весь день некомфортно. И ничего не поделаешь – дресс-код. Иначе — штраф.

Но, опять же, индивидуальный подход никто не отменял. Если у тебя хорошие отношения с начальством, тебе могут просто выговор сделать. Рассказывали, что был случай, когда один парень очень сильно прокосячился, ему грозил большой штраф, но он был любимчиком и подхалимом. И только за «красивые глазки», что называется, его по-минимуму оштрафовали.

Самая маленькая зарплата у тех, кто только встречает и провожает гостей в аэропорту: они получают иногда в два раза меньше остальных. Обычно в аэропорт отправляют новеньких. Те, у кого уже есть какой-то опыт, чаще сопровождают на экскурсиях.

Ещё нас постоянно оценивают. И водителей, и гидов. Если вы хоть раз сталкивались с гидами, то знаете, что туристам после экскурсии или по пути в аэропорт предлагают заполнить анкету. От оценок зависит зарплата. Если они низкие – значит ты плохо работаешь и премии тебе не видать. А оценивают всё – от внешнего вида и грамотности речи до юмора.

У нас работал парень с «рукавом» — татуировкой на всю руку, сделал её во время отпуска. Так у него половина отзывов и вопросов сводилась к этой татуировке. В итоге компания не знала, как ему бонусы начислять.

О работе

У трансфермена ненормированный рабочий день. Он может начаться в час ночи и закончиться в 22 часа. У других гидов тоже график не постоянный и, по сути, его просто нет. Ты можешь знать, что сегодня тебе нужно провести экскурсию. Но после неё тебе внезапно могут поставить ещё одну. И на твои планы всем, в принципе, плевать. Ты можешь работать 24/7 или всего пару часов в день. Разумеется, многое зависит от должности.

В сезон работы много, количество программ зависит от дальности региона от аэропорта, чем дальше аэропорт, тем больше времени требуется на программу. Есть 2 вида программы у трасфермена: departure и arraivle. В первом случае мы собираем туристов из отелей согласно списку и привозим в аэропорт. Во втором, наоборот, встречаем в аэропорту и развозим по отелям. В пути обязательно проговариваем всю необходимую информацию для их комфортного отдыха, общаемся с гостями, и, конечно, рекламируем продукт компании – это экскурсии и другие услуги. Задача заинтересовать туриста, чтобы он пришел на информационную встречу с отельным гидом и приобрёл наши услуги.

Исторические гиды собирают туристов и сопровождают их на экскурсии, рассказывают о программе, о месте, куда отправляются. У каждой компании практически на каждой программе есть места, где можно купить «эксклюзивные сувениры/кофе/специи/украшения». Цены там якобы оптовые и самые низкие, но это не так. Зачастую стоимость продуктов завышена в два, а то и в три раза, и на самом деле всё это можно найти на рынках и в магазинах в городе. Просто это ещё один способ компании заработать на туристах. Продажи – ещё один пункт «бонусов» у гидов. Вообще всё это конфиденциальная информация, но, думаю, все понимают, что чем больше продашь, тем больше бонусы. Поэтому некоторые коллеги подходят к туристам, которые ничего не берут, и навязывают – а посмотрите вот это, а попробуйте то, а видели это. Туристы ведутся, массово скупают всё.

Для меня самое сложное в работе – график. Организм очень страдает, когда работаешь днём, ночью, спишь урывками, в лучшем случае по четыре часа, чаще минут 40 или час. Из-за этого все биологические часы сбиваются.

Но ты всё равно работаешь, потому что такая жизнь очень затягивает. Эмоции, которые получаешь от работы и общения с коллегами, да и жизнь в курортном городе, отодвигают все недостатки на второй план. Хотя в конечном итоге именно из-за усталости я перевелась на другую должность и вернулась в Россию.

Коллеги

С коллегами разные отношения, многое зависит от разницы в возрасте и количества коллег. Молодые в основном все дружат и часто собираются вместе. А если команда больше 20 человек, то общение происходит в формате «привет-пока». Но тем не менее складываются небольшие банды «коренелых» гидов, тех, кто работает давно. И все друг друга знают, даже работая в разных компаниях. Кто-то дружит, кто-то становится врагом. В общем, всё как у обычных людей.

На некоторых коллег смотришь и прям злость берёт, потому что они ведут себя ужасно по отношению к туристам. У меня было несколько коллег, отельных гидов, которые могли не оказывать помощь туристу, который не купил экскурсию никакую. Или общаться с ним так, что всякое желание обращаться к нему отпадёт.

А когда работала сезон во Вьетнаме, меня поражали коллеги, которые работали на Винпёрле и откровенно наглели. Например, индивидуальная экскурсия стоит 200 долларов, а они продают за 400 – потому что туристы, которые там отдыхают, могут себе позволить такое путешествие. Так можно, если «лишние» деньги идут в кассу компании. Они же забирали эти деньги себе в карман.

Всем туристам гиды всегда говорят, что покупать экскурсии стоит исключительно у компании и ни в коем случае не на улице. Это делается, в первую очередь, для того, чтобы к туроператору не было претензий по поводу не качественного обслуживания.

Я с большинством коллег дружила, не помню, чтобы был какой-то негатив.

Когда мы собирались компанией коллег, то начинали обсуждать всё на свете – потерю чемоданов, разные курьёзы, как, например, гид проспал программу или как уснул прямо во время экскурсии.

Был случай, что машина приехала за туристами рано, как-то время не правильно рассчитали, и гид с водителем решили немного поспать. В итоге туристы минут 20 ходили вокруг машины и стучали в окна, пытаясь их разбудить.

Туристы

Отдыхающие бывают разные. Кто-то на ровном месте может устроить скандал, потому что ему скучно, что-то не понравилось или просто встал «не с той ноги». Обычно стараюсь соблюдать спокойствие и не реагировать на подобный негатив. Но, конечно, это весьма неприятно.

Иногда человек просто находится в плохом настроении. Так, мы однажды ездили на экскурсию и одна женщина говорила, что всё плохо, ничего не нравится, и я плохо справляюсь со своими обязанностями. На следующий день она опять поехала со мной на экскурсию. Волновалась, что от неё опять будет один сплошной негатив. Но нет, улыбалась, поблагодарила и даже сказала, что ей очень понравилась моя работа.

Ещё ни один гид не любит, когда туристы опаздывают. Даже на пять минуточек. У нас всё выверено по времени. И, когда в одном отеле кто-то задержался на две минуты, в другом на 5 минут, в третьем ещё на несколько минут, время уходит и на какой-то из остановок приходится сокращать разрыв. Или как-то иначе «нагонять». В итоге в проигрыше оказываются ведь сами туристы. Ведь мы не зря постоянно повторяем, что не нужно опаздывать.

Например, у нас во Вьетнаме есть экскурсия в высокогорный город Далат. Мы специально выезжаем рано утром, в четыре часа утра, чтобы не было пробок, толпы китайцев и т.д. Однажды забирала туристов и все, ну вот абсолютно все опаздывали. В одном отеле на 5 минут, в другом на 10, в третьем вообще чуть ли не на 20. Так вот, по дороге есть участок, что-то вроде смотровой площадки. И рано утром, как раз, когда мы там проезжаем, всегда просто невероятно красиво – ты оказываешься очень близко к облакам и можно сделать просто улётные и оригинальные фото. Обычно мы там останавливаемся минут на 5, но в тот раз не остановились в этом месте. И конечно, это вызвало недовольство у гостей.

Был случай, что мы приехали в отель забирать гостей, а их нет. Звоню им. Оказалось, что они только проснулись. Просили подождать их полчаса, но, конечно, мы этого не можем сделать.

Путешествия и отдых

Практически все гиды – молодые парни и девушки, поэтому и отдых выбирают активный, берут от жизни всё. В Турции, например, в выходные можешь посещать экскурсии бесплатно, если есть места в автобусе. Да и в принципе в Турции много халявы.

Ещё есть бары, клубы и так далее. Но в мусульманских странах есть комендантский час, обычно до 23:00 все должны быть в общежитии, иначе штраф, а то и увольнение. В ОАЭ разделение на мужские и женские общаги и там запрещено девушкам появляться в мужском и наоборот.

Конечно, мы, как и все, любим путешествовать. Но у нас не всегда это получается – в отличие от тех, кто во время отпуска рвётся на море, нам хочется съездить домой, увидеться с близкими. Но когда ты отсутствуешь так долго, оказывается, что с друзьями по сути поговорить уже не о чем. Поэтому дома я провожу максимум неделю и потом стараюсь ещё куда-нибудь съездить. Отпуск, кстати, у нас не оплачивается.

О личной жизни

Отношения между туристами и гидом запрещены, а с местными – просто не приветствуются. К отношениям же между коллегами относятся нейтрально, главное – чтобы это не отражалось отрицательно на работе.

Но некоторые парни всё равно приглашают туристок на свидания. Я знаю случай, когда парень познакомился с туристкой и у них начался роман – девушка несколько раз приезжала в страну, где парень работал.

Естественно, роман был тайный, они встречались так, чтобы никто не видел парня в форме. А если пересекались где-то на экскурсиях или на улицах, то делали вид, что незнакомы. Однажды он подвозил девушку до её отеля, и по пути они пересеклись с водителем, который работает в компании, и коллегой. И они увидели их. Конечно, парень немного испугался за свою работу, но его не сдали начальству.

А ещё у нас работал мужчина уже в возрасте, по нашим меркам, лет 35-40, он не стесняясь никого приглашал понравившихся туристок на свидание прямо во время информационной встречи. И писал потом им в мессенджерах – номера ведь все оставляют для оперативной связи в случае чего. Ему ничего не было за это, потому что туристки не жаловались начальству, не сообщали об этом.

Парни-туристы иногда подкатывают к девушкам, которые работают гидами. Но такое происходит на самом деле редко. В таких случаях просто отказываешься и интерес к тебе сразу пропадает.

А вообще практически все гиды на самом деле свободные. Редко у кого есть семья или постоянные отношения. Потому что из-за такого графика, вернее его отсутствия, времени на отношения не остаётся.

Текст: Анастасия Прокудина.
Фото: Google Images.

Комментарии

Рекомендуем