Вам спам!

Раздражающая SMS-реклама может попасть под тотальный запрет.

Купить видеокамеру, дом в коттеджном поселке, сделать номера на автомобиль, ну и, конечно, проехать по городу за 100 рублей. SMS подобного содержания, как назойливые мухи, продолжают слетаться на телефоны россиян. Как перекрыть канал спаму и не стать адресатом непрошенной рекламы, корреспондент «МК» спросил у антимонопольщиков и операторов связи.

Телефонный спам — явление сравнительно недавнее, возникшее как теневая сторона мобильной рекламы. В 2013 году в кемеровское УФАС поступило 60 жалоб на SMS-рассылку: без предварительного согласия получателей она считается незаконной. С каждым днем количество таких обращений растет — на данный момент их порядка 100. В 2012 году жалоб на спам практически не было.

Рекламный блок

По делам о незаконной SMS-рассылке кузбасские антимонопольщики по состоянию на февраль приняли 19 решений и выдали 16 предписаний устранить нарушения. Рекламораспространители оштрафованы уже почти на 1 миллион рублей (вилка суммы штрафа — 100–500 тыс. рублей). В стадии рассмотрения находятся 40 дел. «Предписания, которые мы выдаем по этим делам, исполняют, — комментирует руководитель УФАС по Кемеровской области Наталья Кухарская. — Нам об этом говорят даже сами заявители. Но, тем не менее, спама меньше не становится, граждан по-прежнему беспокоят SMS-сообщения с рекламой финансовых услуг, различных акций, торговых предложений, такси. Но мы продолжаем работать и с большим нетерпением ждем изменения к закону, когда уже сам оператор будет блокировать соответствующую рассылку».

Закон «О связи» обязывает операторов доставлять SMS от одного абонента другому, причем любого содержания. «Мы не имеем возможности читать сообщения и понимать, что это спам», — говорит директор по связям с общественностью Сибирского филиала «МегаФон» Алексей Калинин. Операторам спам, безусловно, невыгоден: сомнительная в глазах абонента информация может бросить тень и на канал передачи.

В условиях действующего правового поля сотовики могут позволить себе блокировать автоматизированную рассылку лишь с коротких и буквенно-символьных номеров. Как рассказала руководитель пресс-службы МТС в Сибири Татьяна Зубко, введение таких ограничений в декабре 2013 года сократило количество жалоб абонентов на спам и мошенничество в 4,5 раза по сравнению с предыдущим месяцем. «МегаФон» начал блокировать рекламные сообщения с буквенных номеров осенью 2013 года, говорит Алексей Калинин. По его данным, после этого спам сократился на 90 %.

Но спамерам по-прежнему ничто не мешает вести рассылку с длинных федеральных номеров. Представители «большой тройки» уверяют, что мошенники предпочитают с ними не связываться и используют SIM-карты небольших региональных операторов. «Нередко абоненты сами провоцируют SMS-рассылки, указывая свои номера телефонов в анкетах магазинов, в такси, — комментирует Татьяна Зубко. — Такими клиентскими базами организации могут делиться друг с другом». Это уголовно наказуемое деяние, добавляет Алексей Калинин.

Нежелательно светить свои телефонные номера в Интернете. Но и это не гарантирует защиты от навязчивых SMS. Существуют программные решения, позволяющие рассылать сообщения методом подбора цифр к отдельной номерной серии.

От спама страдает и легальная SMS-реклама.«За счет беспорядочных массовых рассылок уровень доверия к информации в таких SMS стал крайне низким, этот маркетинговый инструмент стал неэффективен», — комментирует Татьяна Зубко.

 

Спамерам закон не писан

Решить проблему мобильного спама должны поправки к главному закону телекоммуникационной отрасли — «О связи». Свою концепцию изменений представили Минсвязи и депутаты Госдумы. Ранее эксперты высказали опасения по поводу того, что из законопроекта не ясно, как будут отличать спам от неспама и не получится ли так, что вместе с нежелательной рекламой абонент не получит нужную ему информацию. Остается надеяться, что этот момент будет учтен, ведь в обсуждении новой редакции закона участвуют и операторы. «Мы рассчитываем, что законопроектом будет установлена возможность блокировки спам-рассылок и критерии их определения, а потому готовим свои сети к выполнению закона», — комментирует руководитель службы по маркетингу Кемеровского филиала компании «ВымпелКом» (оператор «Билайн») Алексей Калина.

А пока сотовики просят абонентов жаловаться на нежелательные сообщения путем пересылки: беспокоящий номер будет заблокирован (у каждого оператора, как правило, есть своя программа антиспам).Так, в результате работы горячей SMS-линии «Билайна» за 9 месяцев прошлого года было получено 70 тыс. сообщений, более 50 тыс. из которых были заподозрены в смапе.

Бить по спамерам их же оружием предлагают и разработчики мобильных сервисов. Осенью прошлого года появилось бесплатное приложение для смартфонов на базе Android «Росспам». После регистрации в программе и согласия на обработку персональных данных сообщить о спаме в ФАС можно буквально нажатием одной кнопки. По данным кузбасского управления антимонопольной службы, большинство жалоб на навязчивую рекламу теперь приходят именно таким образом.

Комментарии

Рекомендуем