«Видение» как тенденция

В шестой раз прошел в Кемерове открытый городской фестиваль короткометражного кино и анимации “Видение”. И, пожалуй, это был самый светлый по настроению, наполненный событиями, а также крепкий и ровный по конкурсной программе фестиваль.

В шестой раз прошел в Кемерове открытый городской фестиваль короткометражного кино и анимации “Видение”. И, пожалуй, это был самый светлый по настроению, наполненный событиями, а также крепкий и ровный по конкурсной программе фестиваль.

Начав с гостеприимного зала тогда еще ДК cтроителей, “Видение” год за годом обрастало мясом, перебравшись на большой экран настоящего кинотеатра, расширяя географию участников, увеличивая количество мероприятий в рамках фестиваля, повышая уровень, как видеоработ, так и уровень работы над собой. Невероятно, какую махину взвалили на себя еще тогда, шесть лет назад, организаторы, многим из которых не было и двадцати.

 

История и тенденции

Начиная при мизерной поддержке сторонних организаций и областных структур, тратя свои средства и, главное, уйму времени, ребята взрастили детище, доведя его, во-первых, до статуса международного, а во-вторых, превратив его в мероприятие, которым по праву гордится областной центр. И не зря на церемонии награждения в этом году члены жюри, видные деятели и уважаемые люди Кемерова и не только, без устали благодарили организаторов. Последними проделан просто титанический труд. Чего только стоит отсмотр более чем двухсот работ, присланных на конкурс, и дальнейший отбор лучших, достойных быть показанными зрителю. И это только часть обязательной работы.

В этом году было сделано много шажков для дальнейшего повышения статуса “Видения”. Среди таких – присутствие в жюри приглашенного гостя из другого города. Гостем стала почетный киновед, кандидат искусствоведения из Томска Ада Бернатоните. Были также попытки позвать на фестиваль мэтров российского и даже всемирного уровня. Но режиссер Борис Хлебников не смог приехать из-за личного расписания, а Фрэнсис Форд Коппола уважительно ответил, что уже слишком стар, чтобы с легкостью передвигаться на такие расстояния. Среди других достижений можно отметить то, что в этом году впервые работы основной программы были показаны с настоящего кинопроектора, что значительно увеличило качество картинки. Также в 2012-м, наконец-то, организаторам помогли материально и в заслуженно приличном объеме областная и городская администрации. И если подобное благое дело будет продолжаться, это создаст совершенно другие расклады и откроет новые перспективы в будущем. Было сильно заметно то, что на ребятах не лежит груз необходимости окупить мероприятие. Всё-таки сохранение миллионов нервных клеток из-за отсутствия головной боли по поводу денег создаёт прекрасную атмосферу в общении и настроении.

Внеконкурсные мероприятия

В этом году фестиваль “Видение” приобрёл тенденцию, которая, надеюсь, будет только развиваться. Он стал аккумулировать вокруг себя творческих людей города не только из сферы кино. Первый конкурсный день встретил зрителей акцией “Сушка”, организованной фотографами города. Снимки, закрепленные на бельевых веревках при помощи прищепок, заполнили, как показалось, все пространство холла кинотеатра. Туда-сюда порхают люди с фотоаппаратами, преимущественно девы юных лет, фотографируют друг друга, радуются.

В день между конкурсными показами и церемонией награждения в музее ИЗО прошла очередная “Культурная среда”, логично, что под эгидой фестиваля “Видение”. В рамках мероприятия были показаны присланные со всех уголков страны фильмы, не вошедшие ни в один показ, Ада Бернатоните провела презентацию проектов, реализуемых в Томске, на третьем этаже гремела музыка от местных исполнителей, также работала ярмарка, на которой кроме привычной уже продукции hand made были выставлены книги, подарочные издания DVD и виниловые пластинки из личных коллекций. На первом этаже выдавали свои фристайлы юные реперы. Легкая приятная атмосфера располагала к общению и хорошему расположению духа. Не обошлось, правда, без конфузов. На крыльце встретил старого школьного товарища, участника выступавшей в тот вечер группы Naked.

– Прикинь, Миша, с нас денег хотят взять за билет в музей.

– Как так? То есть на собственное выступление вы должны приобрести билет?

– Ага. Вот и думаем сейчас, то ли послать всё и уйти, то ли дождаться решения организаторов.

– А они вообще в курсе?

– В курсе. Только поделать ничего не могут.

В итоге организаторы сами оплатили участие музыкантов в программе.

Конкурсная программа и зритель

Шестое “Видение” подарило зрителю очень крепкую и ровную программу. Особенно порадовал блок игрового кино. Все работы как на подбор, и что важно, сложно было бы определить из какого города или даже страны прислано кино. Видео из Казани, Читы, Новосибирска и других городов ничуть не уступали по технике исполнения традиционно сильным москвичам и питерцам. Даже наоборот, в этом году работы из центральных городов страны выглядели порой чересчур ученическими. Работы из-за рубежа не выглядели белоголовыми орлами в общем ряде конкурсной программы. Что особенно приятно, техническое исполнение не превышало на голову идейную составляющую. Кому-то ровность программы показалась минусом фестиваля, не хватило им сумасшествия отдельных работ прошлых лет. Но по мне, лучше яркие камешки на ровной гальке, чем перепады от ям к замкам из песка. Хотя и в том, и в другом подходе нет ничего плохого, только дело вкуса.

“Почему в музей приходит 200 человек, а в зал кинотеатра нет?” – сокрушался Алексей Левин, один из постоянных организаторов фестиваля. Да, проблема наполняемости зала остаётся и по сей день. Хотя в этот раз создалось впечатление, что зрителей было больше, чем в прошлом году. “Может быть, мы привлечем администрацию к тому, чтобы зал наполнялся” – было со сцены выдвинуто предложение в финальный день. А вот здесь есть большое “НО”. Но только пусть это будут не специально пригнанные школьники или кадеты, которые превратят просмотр в неусмиряемый балаган. Пусть уж ходят те, кому это действительно интересно. Есть вера в то, что количество зрителей вырастет само собой вслед за уровнем фестиваля. Пусть не в раз, но постепенно и неуклонно.

Церемония награждения и премьера

Это была самая весёлая и душевная церемония награждения за все годы. Наконец-то у раздачи слонов появилось ощущение праздника. От фестиваля появилось ощущение праздника. Большая заслуга в этом принадлежит ведущему церемонии Кириллу Показию. Чуток поволновавшись в начале, в дальнейшем он стал шутить более непринужденно, обращая свои недостатки в достоинства. Ну ошибся в слове, ну и ладно, не заостряя на этом внимания, в дальнейшем Кирилл вызывал своими действиями лишь искреннюю улыбку. Выходящие на сцену для оглашения очередного победителя члены жюри тоже были по минимуму официальны и создавали атмосферу дружелюбия. Внеконкурсная программа, как всегда, впечатлила своей силой. Может не так, как в прошлые годы, но и конкурсная программа была очень сильна.

Ровность конкурса вызывала сочувствие к членам жюри, которым придется выбирать лучшего и сохраняло интригу до последнего. В итоге Гран-при фестиваля “Видение” получила картина Екатерины Тереничевой “Дед”. Картина из Читы (!) получила главную награду абсолютно заслуженно, хоть и использует “запрещённые” приёмы давления на зрителя. Но использует мастерски. Об остальных победителях фестиваля вы может узнать на сайте videnie.o-go.ru

А жемчужиной финального вечера стала премьера фильма кемеровского режиссёра, а также директора фестиваля “Видение” Юлии Волковой “Точка невозврата”. Картина о том, почему люди уезжают или, наоборот, не уезжают в Москву, оказалась разносторонней, ёмкой, глубокой, в то же время лаконичной и снятой просто на высочайшем уровне. Искренне поздравляю весь творческий коллектив, работавший над картиной. Есть вера в то, что с этой работой Кемерово выстрелит на других фестивалях нашей необъятной или даже за рубежом. Ну а пока будем готовиться к “Видению” следующего года уже сейчас, чтобы родной город фестиваля не посрамил себя и в художественном плане. Ведь для этого у нас всё есть: и люди, и техника, и идеи. 

Комментарии

Рекомендуем