×

«Викинг»: на что потрачен миллиард?

До этой премьеры год российского кино подарил-таки несколько достойных отечественных фильмов. Так что зрители вполне обоснованно ждали мощного финала в лице «Викинга». Не шутки ведь: шесть лет съёмок, Данила Козловский в главной роли и немыслимый по российским меркам бюджет – 1,25 миллиарда рублей! Сумма настолько впечатляет, что поневоле задашься вопросом: с какой это радости государство и спонсоры ухнули такие деньжищи всего лишь на фильм? Что в «Викинге» требует таких вложений? На этот вопрос мы и попробуем ответить сразу после премьерного показа.

«Возможно, зрители этого фильма посмотрят другими глазами и на истукана у Боровицких ворот. Проходя или проезжая мимо, будут смотреть и поеживаться»

«Афиша Daily»

Декорации и натурные сцены

«Викинг» с первых минут и до финальных титров щеголяет шикарной, просто изумительной картинкой. Главный оператор может прямо сейчас прилаживать широкую и длинную полку для наград – его группа сработала выше всяких похвал. Описывать бесполезно – надо видеть.

Зимний Полоцк с высоты соколиного полёта, конечно, нарисован. Но нарисован талантливо. А вот Киев – «настоящий», специально построенный в Крыму. А ещё ведь есть и великолепный, красочный византийский город Корсунь. С такими декорациями даже «Александр. Невская битва» мог стать немного похожим на приличное кино.

img_6104

Приятнее всего то, что «Викинг» — это не былинная Русь, поражающая своим величием. X век здесь вполне похож на себя: примитивные деревянные крепости, убогие лачуги, грязь и князья, отличающиеся от черни только наличием брони и оружия. Оружие, кстати, тоже шикарное – любо-дорого посмотреть. Жаль только, режиссёр довольно редко позволяет топорам и мечам проявить себя во всей красе.

Батальные сцены и массовость

kinopoisk.ru

А вот в этом отношении «Викинг» – сплошное разочарование. Трейлер, как водится, подло нас обманул. «Боёвки» в «Викинге» очень мало и она весьма убогая. Сражение «войска» Владимира против «орды» печенегов – чистое издевательство. С одной стороны – два десятка человек в кольчугах и кожаных бронях, с другой – полсотни всадников. Для дворовой разборки – шикарно, для исторической осады Киева – простите, стыд, позор и поношение. На заднем фоне, правда, маячат несметные полчища кочевников, но в бой они не вступают по той простой причине, что нарисованные. Когда князю, на котором вся Русь держится, грозит опасность, вокруг него неизменно оказывается пять-шесть воинов. В итоге Владимир Великий бежит от врагов, как заяц.

За меч Красно Солнышко почти не берётся. Что странно – Козловский бы, без сомнений, отыграл как надо. Помните, как он «божил» на льду в «Легенде №17»? Думается, и с мечом бы смотрелся не хуже одного любимого нами эльфа. Экшн-сцены кое-как вытягивают только викинги — в основном, иностранные актёры. Но для общего успеха этого катастрофически мало. Видимо, миллиарда с четвертью всё-таки недостаточно, чтобы задействовать по-настоящему серьёзную массовку и постановщиков боевых сцен.

Актёрский состав

kinopoisk.ru

Данила Козловский – это, конечно, круто. Многие даже считают его лучшим российским киноактёром «прямо сейчас». Неплох он и в «Викинге». Вот только Владимир у него получился ранимым, чутким, склонным к душевным терзаниям. На полководца и политика, захватившего великокняжеский престол, такой персонаж никак не тянет. Его подняли бы на копья собственные дружинники ещё до брата-конкурента. Но при этом, как ни парадоксально, Данила-Владимир с завидной регулярностью творит непотребства. Подлые предательства, убийства пленных, жестокое изнасилование, проливание родной крови – скучать Крестителю не приходилось. И это ещё была «лайтовая» версия – «12+». Что он вытворяет во «взрослой», страшно подумать. Самое же противное, что каждое преступление великого князя преподносится зрителю с жутким лицемерием. Дескать Вова не виноват, просто время такое, подчинённые-мерзавцы, так сложились обстоятельства (нужное подчеркнуть). В таком образе даже Козловский начинает надоедать зрителю. Хотя, отдадим должное, Данила сделал всё, что мог. Просто роль такая.

kinopoisk.ru

Среди прочих героев выгодно выделяется антагонист Варяжко (Игорь Петренко) – самый прямой и бескорыстный участник событий, чем вызывает искреннюю симпатию. Мало кого оставит равнодушной прекрасная и неистовая Рогнеда (Александра Бортич). Да ещё викинги-наёмники по-настоящему радуют каждым появлением в кадре.

Все прочие во главе с княгиней Ириной (Светлана Ходченкова) – сплошные шаблоны, тоска и печаль. Сцены с такими «картонными» персонажами доводят до бешенства своей предсказуемостью и превращают двухчасовой фильм в бесконечный.

«Мотивы выбора Владимиром христианства — по идее, самая важная линия в фильме, поскольку призвана оправдать густо намешанный мрак кровавого, беспрерывно орущего, хрипящего, блюющего и стонущего, обильно костюмированного, отменно сыгранного и утомительно-добротного насилия. Она же и самая провальная».

«Ваш досуг»

Ради чего всё снималось

Первые полчаса вам будет казаться, что «Викинг» — это действительно долгожданный военно-исторический с хорошим бюджетом. Но только вы настроитесь на должный лад, как режиссёр раскроет истинный посыл картины, вышедшей под кодовым названием «Викинг». И сразу станет понятно, почему у неё такой ласковый бюджет.

snimok-ekrana-2016-12-29-v-17-03-00

Цель у фильма одна, но благородная – показать, как прекрасно быть христианином и как ужасно – язычником. Сразу же после первого появления в кадре Ходченковой нас начинают, без преувеличений, тыкать носом в этот факт. Ирина с библией в руках – хорошая, аж сил нет. Всерьёз опасаешься, что с небес спустятся ангелы и вознесут её на небеса прямо при жизни. Надо ли говорить, каким чудищем нам показывают верную Перуну Рогнеду? Дальше – больше. Разбойничьи рожи ближней дружины Владимира откровенно сравнивают с благообразным ликом отца Анастаса. Языческий Киев чуть менее, чем полностью, состоит из грязи, соломы и коровьего дерьма. А православный Корсунь – чище сегодняшней Вены. Сразу понимаешь практические преимущества от принятия истинной веры. Таких сравнений – крупных и мелких – неисчислимое множество. Но апофеоз режиссёрской мысли – это языческие волхвы. Такой жести про Русь не придумали бы даже американцы. Типичного служителя Перуна вы можете видеть на фото ниже: гибрид тибетского ламы и африканского колдуна. Образ довершают шаманский бубен (такой же вы найдёте в любом сибирском этнографическом музее) и метательное оружие из Assassin’s Creed.

233b7292

При этом упрекнуть создателей фильма в искажении исторических реалий нельзя. О языческой культуре Руси достоверных сведений нет никаких. То есть вообще. Даже авторитетнейший академик Рыбаков ничего внятного о реальном образе волхва или хотя бы о том, как выглядели идолы, сказать не мог. А кое-что, говорят, даже додумывал. А раз сведений нет, то и показывать можно как угодно. Почему бы и не в виде тупых кровожадных упырей? Ну, а какую альтернативу предлагает православный фильм «Викинг», догадаться несложно. Рискнём предположить, что более няшной сцены массового купания в Днепре вы ещё не видели.

Ну хорошо, Андрей Кравчук снял дорогущий фильм и о крещении Руси, и о пути Владимира к христианству. Имеет право, власть, несомненно, одобряет, и «Кинотавры» потекут рекой. Но почему зритель узнаёт об этом только на сеансе? Почему официальный анонс выглядит вот так?

«Раннее Средневековье. Время тяжелых мечей и темных законов крови. Правящий род в раздоре. Вина за случайную смерть брата легла на Великого Князя. По закону мстить ему должен младший брат — бастард. За отказ убивать он заплатит всем, что у него было, потому что «для мира нужно больше мечей, чем для войны»…

Где здесь хоть слово про православие? Вам не кажется, что с нами, зрителями, поступили не совсем честно? Получается, что динамичный трейлер и брутальное название «Викинг» — это не более, чем «замануха» для зрителей. Видимо, были опасения, что картина о том как душа Владимира обращалась к истинной вере, не привлечёт массового зрителя. Поэтому привлекали по-старинке: конями, резнёй, кровью, ногами Александры Бортич и бородатым лицом Данилы Козловского. Если цель благая – то любые средства хороши, не так ли? А что самый амбициозный кинопроект в истории России провалился с треском, это не беда, главное – скрепы (ну и бюджет освоить).

Текст: Аркадий Кимеев.
Фото: Kinopoisk.ru
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp