×

«Время первых»: космос и пафос

Фильм «Время первых» успел изрядно пошуметь перед официальным релизом. К сожалению, пошуметь не очень красиво: с попытками ущемить права Вина Дизеля в России и снизить выручку отечественным прокатчиком. Тем не менее, конфликт разрешился удачно для всех сторон и картина о советских героях-космонавтах вышла в прокат за неделю до Дня космонавтики. Осталось понять: стоил ли фильм Дмитрия Киселёва всех сломанных копий?

Вообще непонятно, из-за чего был весь этот сыр-бор с попытками передвинуть премьеру «Форсажа-8» на неделю вперёд. Выход фильма о космонавтах за неделю до их профессионального праздника выглядит логичнее, чем через день после Дня космонавтики, разве нет? Но создатели картины зачем-то устроили затяжную склоку с прокатчиками. Если это кому-то и пошло на пользу, то только «Форсажу», получившему тонну бесплатной (и незаслуженной) рекламы. А «Время первых» только потерял в глазах зрителей. После вмешательства в конфликт министерства культуры его уже вообще не хотелось смотреть — просто из принципа, в знак протеста против такого беспредела. Но гоните от себя это чувство — фильм у Киселёва получился очень неплохой, достойный зрительского внимания.

«При современном уровне спецэффектов создать достойную картину о космосе несложно, а вот прорисовать ярких героев с понятной мотивацией — это испытание не для слабонервных. Однако команда Киселева справилась с этим на 5+, в результате чего в ленте появился нужный колорит, напряжение, а главное, сочувствие со стороны зрителей персонажам». 

Kinoprosmotr.net

На Земле

«Время первых» можно чётко разбить на три части, каждая из которых обладает собственным «характером» и настроением. Так вот, первая из них – ностальгическая и душевная. Здесь мы знакомимся с главными действующими лицами и придирчиво следим за актёрской игрой: всё-таки актёры играют не кого-нибудь, а людей, ставших легендами ещё при жизни.

Леонов в исполнении Евгения Миронова получился как раз таким, как рассказывает о себе сам космонавт: целеустремлённым, весёлым, отважным, по-хорошему безбашенным и с сумасшедшей харизмой. Что, впрочем, неудивительно – Алексей Архипович выступал главным консультантом создателей фильма (а если он где-то и приукрасил – имеет право, легенда как-никак).

Константин Хабенский в роли Павла Беляева ничуть не уступает своему коллеге. Спокойный и уравновешенный Беляев — полная противоположность «взрывному» Алексею Леонову. Он же несёт крест главного страдальца «Времени первых»: травма, нервотрёпка с попаданием в экипаж и постоянное пребывание в тени своего второго пилота – всё, как в жизни.

Владимир Ильин, в отличие от Миронова с Хабенским, не суперзвезда отечественного кино. Но его персонаж, пожалуй, даже поинтереснее. Какой же классный получился академик Королёв в его исполнении! «Отец русского космоса» — не менее важный герой, чем космонавты и занимает в кадре ничуть не меньше времени. Если истории пилотов катятся, как по рельсам, то взаимоотношения Королёва с властью, военными и сотрудниками конструкторского бюро – это нечто новое, всегда остававшееся за кадром. О том, каким настоящий Сергей Королёв был в жизни, известно не так уж и много. Но представляется он как раз таким, как сыграл Ильин. Разве что с одиозностью создатели несколько перегнули палку. Думается даже, Королёв не мог так вольно слать лесом представителей Геншаба и «кровавой гэбни», а также дерзить самому Леониду Ильичу.

«Время первых» удивительно «вкусно» передаёт атмосферу «космических 60-х», пусть и в закрытом военном городке. Вроде бы пресловутые «советские методы» никуда не делись, но всё равно те времена кажутся какими-то волшебными и романтичными. Особенно радует конструкторское бюро, создававшее «Восход 2». По идее, сегодня это «передовое» оборудование должно казаться смешной рухлядью, но как же внушительно оно смотрится! Резюмируем – первая часть фильма «Время первых» удалась.

«Самое лучшее в космических эпизодах — это та скрупулезность, с которой сценаристы и художники описывают работу «Восхода-2». «Время первых» — твердая производственная драма, которая умеет увлечь не только спецэффектами, но и наукой. И это шаг вперед даже по сравнению с «Гравитацией», не говоря уже об отечественном кино».

Афиша Daily

В космосе

Самая главная и самая лучшая часть картины «Время первых». Во-первых, очень красивая сцена запуска ракеты. Вроде бы мы уже много раз это всё видели во всяких «Армагеддонах» — скафандры, высшие чины, отдающие честь пилотам, командный центр… Но у Киселёва всё это получилось каким-то новым, не шаблонным. Может быть, всё дело именно в древней аппаратуре, громоздких и некрасивых пусковых опорах для «Восхода-2»? А может быть, в том, что на космодром падают не красивые закатные лучи, а паскудный мартовский снег? И поэтому всё выглядит настоящим, а не голливудским?

Во-вторых, корабль «Восход-2». Он прекраснее всех крутых звездолётов из космических саг современности. Прекраснее именно в своей неуклюжести и хрупкости. Из-за того, как тряслись над ним Королёв соконструкторы. Из-за того, что был первым в своём роде. Сценаристы постарались, чтобы мы увидели его со всех сторон и познакомились со всеми его возможностями, в том числе — во внештатных ситуациях.

В-третьих, сцены с Леоновым в открытом космосе. Не возникает никаких сомнений – он в космосе. Не зря специально для этого фильма создавали систему дополненной реальности. А талант Миронова заставляет зрителя остро переживать все ощущения космонавта: от бурного восторга до паники и отчаяния.

В-четвёртых, посадка космического корабля на ручном управлении – это словами не опишешь, надо просто видеть. И если бы после приземления пошли титры, то «Время первых» мог бы всерьёз претендовать на звание лучшего российского кино прямо сейчас. Но отечественное кино не было бы отечественным кино, если бы не попыталось испортить само себя.

«Аналогия между «Временем первых» и советской космической программой видится очень четко. И там, и там люди работали из-под палки, а не от души; на них давило начальство и сроки. А ракета взяла и долетела до космоса. Так же, как и в целом хороший фильм добрался до кинотеатров».

TimeOut

На пафосе

Если сразу после сцены приземления вы сделаете перерыв на полчасика, а то и вовсе уйдёте, то сохраните о фильме «Время первых» гораздо лучшие воспоминания, чем те, кто добросовестно посмотрит картину целиком. Ибо последние 35-40 минут герои находятся на грани гибели в пермских лесах, а воздушный флот СССР в полном составе безуспешно их разыскивает. Если бы речь шла о выдуманных героях, то оно, может быть, и зацепило бы. Но тех, кто ещё со школы знает, что Беляев прожил ещё 5 лет после запуска «Восхода-2», а Алексей Леонов здравствует и по сей день, это может только раздражать. И дело даже не в том, что космонавты действительно настрадались, пока их разыскивали – в это-то как раз несложно поверить. Но всю историю поиска было бы несложно обыграть за несколько минут. Бесит искусственное нагнетание, чудесное спасение в последний момент и «перст судьбы» в лице вертолётчика Маркелова.

И пафос — моря, океаны пафоса! Если до приземления создатели фильма всячески его избегали, то после того, как «Восход-2» коснулся поверхности планеты, прямо-таки прорвало. Все, кто находился в центре управления полётами, вдруг забыли нормальную человеческую речь и начали изъясняться как персонажи фронтовых киносборников. Такое ощущение, что последние эпизоды снимал другой режиссёр, не такой талантливый, но политически выдержанный.

Но, несмотря на затянутый и пафосный финал, «Время первых» всё же стоит вашего внимания. И внимания ваших детей, разумеется – вряд ли школьные учителя лучше расскажут историю «советского космоса», чем это сделали Миронов, Хабенский и Ильин.

Текст: Аркадий Кимеев.
Видео: Youtube.com/iVideos
Фото: kg-portal.ru
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp