Все три особых кемеровских пешеходных перехода и их история

27 января на Кузнецком проспекте в Кемерове после реконструкции открыли подземный пешеходный переход. Сибдепо узнал, когда в областной столице появились подземные и надземные переходы, сколько стоит их содержание и будут ли в городе строить новые.

Кто знает?

В Кемерове не так много внеуличных переходов – всего три. Они появились в разное время и имеют свою историю. Однако её мало кто знает. Корреспонденты Сибдепо куда только не звонили, чтобы выведать хоть какую-то информацию, но своими вопросами поставили в тупик почти все городские службы. Мы собирали данные буквально по крупицам и теперь делимся ими с нашими читателями.

Символ Дня шахтёра-2005

По словам научного сотрудника музея-заповедника «Красная горка» Владимира Сухацкого, подземный переход на проспекте Ленина (возле кинотеатра «Юбилейный») соорудили в 1980-е годы.

«Помнится, его строили долго, — рассказал Владимир Сухацкий. – Почти сразу после начала работы его законсервировали, насколько мне известно, из-за ливней, потому что там потолок протекал. В переходе было некомфортно. Он оказался невостребованным: все так и ходили по зебрам».

В пресс-службе мэрии сообщили, что закрыли этот переход в 1981 году. А к августу 2005 года реконструировали и открыли снова. Для защиты от дождя и снега над ним установили прозрачный купол, внутри навели порядок и даже какое-то время охраняли.

FC2A9397

«В подземном переходе сделали стяжку пола, привели в порядок лестничные марши, установили гранитные ступени и лотки для водоотведения, выполнили электромонтажные работы и облицовку стен керамогранитом», — гласит новость пресс-службы мэрии от 2005 года.

Несмотря на все старания городских властей, подземный пешеходный переход всё равно не пользовался популярностью.

«Там появились киоски, ломбарды, — рассказал Владимир Сухацкий. – При этом, насколько мне известно, женщины даже побаивались туда заходить. Там были неприятные запахи из-за того, что люди в этом месте справляли нужду».

В 2012 году ГИБДД решила сделать сооружение востребованным. Специалисты просто взяли да и ликвидировали ближайший наземный переход возле «Юбилейного». А чтобы люди перестали ходить по исчезнувшей зебре, у тротуаров поставили ограждения. Но оказалось, что мы, кемеровчане, — народ очень ленивый, и сто метров не удосужимся пройти. Что нам какое-то ограждение? Стали перелезать через «забор» и снова ходить, где привыкли.

В 2013 году Сибдепо писал о состоянии «подземки». Спустя восемь лет после открытия там был бардак: раскиданы бычки и другой мусор, протекал потолок.

«Сегодня подземный переход в центре города – объект программы «День шахтёра 2005», символ праздника — в очередной раз превратился в помойку с обглоданными стенами, протекающим потолком, тусклыми лампами, харчками, мусором, бычками и лужами мочи по углам, а однажды в переходе и вовсе кто-то наложил кучу», — возмущались корреспонденты Сибдепо в 2013 году.

Сейчас переход работает, по нему даже кто-то ходит. Стены на входе «украшены» уличными художниками, рекламные баннеры грязные. Вот так он выглядит внутри.

Надземный: первый и единственный

Надземный переход на проспекте Кузнецком, рядом с корпусом кемеровского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, открыли в 2009 году. К его строительству даже привлекали барнаульских специалистов.

«Необходимость в переходе возникла давно – сотрудники ГИБДД считают перекресток пр. Кузнецкий — ул. Красноармейская одним из самых аварийных. Кроме того, Кузнецкий проспект – одна из самых оживленных магистралей города, поскольку по нему движется транзитный транспорт», — сообщили в 2009 году в пресс-службе областной администрации.

Чтобы перейти дорогу по единственному в городе надземному переходу, нужно подняться по крутой металлической лестнице. К сожалению, доступен этот переход не для всех — объект не оборудован пандусами.

Кстати, к вопросу о безопасности перехода. В новостях за 2011 год мы нашли информацию о нападении на пенсионерку. У неё украли сумку. Конечно, не жуткое преступление, но всё же. Многие там побаиваются ходить в тёмное время суток до сих пор.

Сейчас внешний вид сооружения оставляет желать лучшего. Стены расписаны граффитистами. Следы от множества объявлений также не радуют глаз.

Второй шанс

27 января в Кемерове, там же на Кузнецком, в районе КЭМЗа, открыли подземный переход. Городские власти решили, что два внеуличных пешеходных перехода на оживлённом проспекте нужны для улучшения дорожной ситуации.

Пока переход выглядит прилично, внутри чисто. Вооружённые баллончиками с краской творческие личности ещё не успели его оформить.

Отметим, что объект не построили, а реконструировали. Его историю и точную дату закрытия нам узнать не удалось. Однако известно, что законсервировали переход в начале 2000-х годов.

«Вроде как засыпали его из-за того, что там скапливалась влага и сыпался потолок. Но как нам видится, причина была иной — в переходе жили бомжи, ночью там можно было лишиться шапки, получить по физиономии или познакомиться с наркоманами», — писали в 2013 году корреспонденты Сибдепо.

В 2015 году городские власти объявили о том, что сооружение отремонтируют на средства гипермаркета «Лента». Решение о реконструкции приняли в связи с увеличением интенсивности движения транспорта на Кузнецком проспекте из-за открытия крупного магазина.

В кемеровской ГИБДД сообщили, что с 1 февраля наземный переход в этом месте закрыт. Движение здесь достаточно интенсивное, поэтому безопаснее переходить дорогу под землёй.

Так безопасней

Внеуличные переходы в Кемерове строят с целью снижения аварийности. По словам руководителя отделения пропаганды ГИБДД г. Кемерово Алексея Халтурина, положительный эффект действительно есть.

«До появления двух переходов на проспектах Кузнецком и Ленина в тех местах часто происходили аварии с участием пешеходов, — сообщил Сибдепо Алексей Халтурин. – После открытия переходов, число подобных ДТП значительно уменьшилось. Например, в 2015 году там не сбили ни одного человека. Это говорит о том, что такие переходы нужны».

По словам Алексея Халтурина, места для строительства внеуличных пешеходных переходов выбирают по определённым критериям.

«Сначала специалисты производят анализ аварийности: три и более однотипных ДТП в год в одном месте уже является поводом, — рассказал Алексей Халтурин. – Потом происходит оценка оживлённости участка. Затем выясняют, есть ли техническая возможность для строительства. После рассмотрения всех этих критериев принимается решение».

Содержание одного внеуличного перехода обходится в несколько сотен тысяч рублей ежегодно.

«Текущее содержание надземного пешеходного перехода на пересечении ул. Красноармейская и пр. Кузнецкий в год составляет ориентировочно 300 тысяч рублей, такая же сумма в год требуется на содержание одного подземного перехода», — рассказал и.о. начальника управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Кемерово Владимир Макаров.

FC2A9599

Кроме того, в горадминистрации нам рассказали, что немного окупать содержание внеуличных переходов помогает сдача в аренду торговых павильонов на их территории.

«В подземном переходе по проспекту Ленина арендаторы размещают торговые точки и осуществляют его содержание. В настоящее время решается вопрос о передаче на содержание перехода по проспекту Кузнецкому, — пояснил Владимир Макаров. — Размещение торговых павильонов на надземных пешеходных переходах недопустимо, так как это приводит к дополнительным нагрузкам на несущие конструкции».

Мечты, мечты…

С 2009 года в городской администрации заявляют о планах построить подземное пешеходное кольцо на пересечении бульвара Строителей и проспекта Ленина. В 2012 году специалисты говорили о том, что возведение объекта обойдётся в 60 миллионов рублей. В 2016 году в ГИБДД сообщили, что настаивают на как можно более скором строительстве сооружения, потому что дорожная ситуация там напряжённая.

Между тем, и.о. начальника управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово Владимир Макаров сообщил, что в 2016 году строительство новых подземных и надземных пешеходных переходов не планируется.

Текст: Мария Арзамасцева.
Фото: Максим Лисов/Сибдепо.

Комментарии

Рекомендуем