×

Явление Никаса Кузбассу

На прошлой неделе в Кемеровском областном музее ИЗО открылась персональная выставка Никаса Сафронова, широко известного светского портретиста. На ее открытие прилетел сам автор, который недавно заявил о том, что собирается написать портрет Амана Тулеева.

На прошлой неделе в Кемеровском областном музее ИЗО открылась персональная выставка Никаса Сафронова, широко известного светского портретиста. На ее открытие прилетел сам автор, который недавно заявил о том, что собирается написать портрет Амана Тулеева.

По признанию художника, он пообещал губернатору Кузбасса выставиться у нас еще в прошлом ноябре, когда приезжал в Кемерово на молодежный форум. «И я отложил все выставки, которые были в плане, и привез сюда 105-107 картин. Я нигде так много не выставлял, мне хотелось как можно больше вам подарить своего искусства».

Явление Никаса КузбассуКлюч к портрету

В кемеровский музей Сафронов, по собственному признанию, привез всё, что на тот момент было у него в мастерской: сюрреализм, пейзажи, и конечно, портреты известных современников. В массовом сознании фигура Никаса Сафронова связана как раз с тем, что он любит изображать первых лиц государства, олигархов и звезд шоу-бизнеса в манере голландских художников. Так, из серии «Река времени» в Кемерове можно увидеть портреты Николая Дроздова, Чулпан Хаматовой, Романа Абрамовича – знаменитости предстают в одежде и интерьерах былых эпох. Как известно, многие известные люди заказывали у Сафронова портеры, и сейчас эти картины находятся в частных коллекциях. В музее ИЗО представлены 3 портрета, которые еще не дошли до своих героев – Рутгера Хауэра, Лео Бокерии и первой леди Эстонии Эвелин Ильвес. Возможно, следующим известным человеком, которого изобразит Никас Сафронов, будет губернатор Кемеровской области. Тогда же, в ноябре, художник пообещал Аману Тулееву сделать его портрет. «Надеялся, что Аман Гумирович попозирует мне: я привез карандаши и папку для рисования, – говорит художник. – Но так случилось, что он сейчас на реабилитации. Но, думаю, что все идет на поправку, и я специально прилечу в другой раз. Деньги тут не имеют никакого значения – у меня есть где заработать».

У Сафронова уже есть мысли по поводу картинного амплуа кузбасского губернатора. «Я писал бы его по-разному… Это может быть лидер… на коне, как Наполеон на мосту. Это может быть скромный человек, задумчиво сидящий в келье, это может быть просто человек, смотрящий сквозь нас во время и в историю нашей страны».

Никас еще раз подчеркнул, что его желание написать Амана Тулеева не связано с деньгами – он с удовольствием подарил бы ему портрет. «Я могу сказать без лести – это лучший губернатор России (может, есть еще не проявившие себя, но я их не знаю)». В этот же день, на открытии выставки, Никас узнал о том, что его ждет ответный знак признательности. Заместитель губернатора Владимир Волчек сообщил, что художнику присвоили  областную награду – «Ключ дружбы». Но получит он ее только во время своего следующего визита в регион, поскольку Аман Тулеев изъявил желание вручить награду Никасу лично.

Сытый, потому что талантливый

На пресс-конференции в музее Никас Сафронов рассказывал о мистике, которой овеяны его жизнь и творчество, о том, что он любит каналы Discovery и Animal planet и считает нужным сделать их бесплатными и обязательными к просмотру. «Задавайте любые вопросы, даже те, которые могут вам показаться нетактичными», – обратился художник к журналистам. Но журналисты оказались поистине тактичными и так и не решились. О скандальной истории с девушкой Мэри из Ростова-на-Дону, которая обвинила художника в изнасиловании, Сафронов заговорил сам. «Эта тетка ничего общего не имеет со мной, но сколько я получил писем! Я понял – народ меня любит. 99% сказали: не верю, не может быть, исключено»! В иске о защите чести и достоинства Никас попросил у Мэри опровержения информации, а также 10 миллионов рублей. Впрочем, о последнем художник уже жалеет. «Я милосердный», – признается он.

В разговоре с Никасом Сафроновым сама собой возникла тема совместимости художника с коммерческой успешностью. «Художник должен быть голодным, но он не должен быть бедным – это история, выдуманная неудачниками, – говорит Никас. – Великие продавали королям. Рембрандт умер бедным, но был один из самых богатых людей в Амстердаме. Ван Гог – да не был он бедным! У него был брат Теодор, богатый и успешный бизнесмен, который давал ему денег сколько нужно. Просто тот тратил всё на девушек легкого поведения, на друзей, абсент и так далее. Художник должен быть обеспеченным в силу того, что он талантливый. Ну как я могу быть бедным, если у меня 30 человек в очереди, если 9 президентов ждут, пока я приеду и напишу портрет»?

Известно, что цена полотна Сафронова колеблется в пределах нескольких десятков тысяч долларов. «Я 80% зарабатываю на Западе. Я только что вернулся из Австрии, где взял на огромную сумму заказ – на 1 миллион долларов. Но признание своего народа важнее».

На вопрос, могут ли кемеровчане приобрести приглянувшуюся на выставке картину, Никас ответил утвердительно.

Китч или мастерство?

Малоизвестные пейзажи Никаса Сафронова в основном символичны и сюрреаличны. «Здесь все запечатлено фрагментами моей памяти – иногда из снов, иногда из реальных явлений». Так, на нескольких картинах присутствуют похожие не жемчужины шары – художник говорит, что воочию видел их в детстве. Свой творческий метод Никас называет техникой дрим вижн. «Я обозначил ее как сон за 15 минут до пробуждения. Ты еще видишь образ, но он уже размывается, уходит из памяти. Вот это впечатление оставлено на холсте. (Эта техника достаточно популярна: летом на «Сотбис» картины ушли хорошо…)». У Сальвадора Дали, написавшего «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения», явно было на уме что-то похожее. «Никас Сафронов, как очень эрудированный современный художник, естественно, знаком с традициями мировой культуры, – говорит заместитель директора Кемеровского музея ИЗО по научной работе, искусствовед Марина Чертогова. – В том числе – с творчеством Дали. Безусловно, это прочитывается. Но мы говорим не о плагиате, а о направлении, которое сближает их творчество. Никас Сафронов сознательно ведет диалог с теми мастерами, которые ему интересны».

Если присмотреться, то с картин Сафронова можно протянуть множество стилистических нитей к иным полотнам, считает искусствовед. Так, в одном из залов выставлена серия реалистичных графических портретов знаменитостей, выполненных мягкими материалами. На фоне яркой сафроновской живописи они смотрятся скромно, но весьма показательно. Марина Юрьевна усматривает здесь связь с Константином Сомовым – художником начала XX века, который принадлежал к модернистскому объединению, но тем не менее создал целую галерею академичных портретов деятелей искусства Серебряного века – Михаила Кузьмина, Вячеслава Иванова, Александра Блока.

Опять же, все переклички с мировым искусством – это цитирование, а не бездумное выдергивание чужих приемов, считает искусствовед. Это и отличает художника со  школой от художника-самовыдвиженца, коих стало так много в нашем современном искусстве. Кстати, Никас Сафронов не относит себя к актуальным художественным течениям. «Я же не Кулик, не «Синие носы». Я художник, классик. Я изучал много лет искусство. Я сидел, штудировал годами. В музеях – в Голландии, Бельгии, во Франции, Лондоне, в Загорске иконопись изучал…»

Что думать по поводу творчества Никаса Сафронова, каждый кемеровчанин может решить 25 марта.

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp