25 миллионов на развитие «Электронного проездного»
С 2010 года в Кемерове заработала система «Электронный проездной». С того момента жители города купили более 160 тысяч транспортных карт, которыми можно было оплачивать проезд в городском транспорте со скидкой в 50 копеек. Однако время идёт и летом 2017 года городские власти приняли решение провести масштабную модернизацию этой системы.
«Такая модернизация должна решить несколько проблем: расширить число способов оплаты проезда, позволить формировать отчёты, на основе которых можно будет оптимизировать маршрутную сеть, а также фиксировать время посадки пассажиров. В итоге мы будем смотреть, на каких остановках находится самый высокий пассажиропоток, чтобы правильно организовать и перераспредилить маршрутную сеть», – рассказала журналистам заместитель главы города Татьяна Ананьина.
Ранее кемеровчанам приходилось искать, где «закинуть» денег на транспортную карту – пунктов пополнения было всего 38. Сейчас же партнёром модернизации «Электронного проездного» выступил Сбербанк. В итоге таких мест, где можно пополнить эту транспортную карту, выросло на 257.
Муниципальные предприятия, осуществляющие городские перевозки, уже получили всё необходимое оборудование. Также они уже научили кондукторов и водителей правильно пользоваться новыми терминалами.
Управляющий Кемеровским отделением ПАО Сбербанк Татьяна Галкина отметила, что банк в сотрудничестве с MasterCard инвестировал в проект 25 млн рублей. При этом один терминал, который получат кемеровские кондукторы, стоит около 19 тысяч рублей.
Когда и где начнём платить бесконтактно
По словам Татьяны Ананьиной, технический старт проекта начнётся 26 декабря в 15 трамваях, которые ездят по маршруту №10. 28 декабря нововведение будет действовать ещё в трёх маршрутах: городском автобусном №51, межмуниципальном – №180, и троллейбусном – №4.
«Ориентировочно, где-то в середине января мы запустим проект на всю маршрутную городскую сеть. В первую очередь, у нас будет подключено 285 единиц транспортных средств, в том числе те, кто ездит в Кедровку и Лесную Поляну, за исключением пока маршрутных такси. В дальнейшем мы предполагаем, что они тоже будут подключены», – сказала замглавы.
Она добавила, что 25 декабря на очередной сессии Совета народных депутатов Кемерова должен решиться вопрос о снижении стоимости проезда на 50 копеек при бесконтактной оплате.
«Что касается маршрутных такси, то мы проводим беседы и работу с перевозчиками. В проекте решения городского совета маршрутные такси в части скидки в размере 50 копеек тоже присутствуют. Ряд перевозчиков уже заключили с нами соответствующие договоры, другие – на стадии подписания. Когда проект будет запускаться в маршрутках, сообщим позже», – отметила спикер.
На все вопросы, которые возникнут после введения бесконтактной оплаты проезда, смогут ответить специалисты «Центра по работе с пассажирами» в «Центральном диспетчерском пункте» на Ленина 90/4А. Также можно будет позвонить на телефон горячей линии: 8 (3842) 36-66-77. С 8:00 до 20:00 там ответят диспетчеры, а с 20:00 до 8:00 – автоответчик.
Как будем оплачивать проезд
Любимая для многих наличная оплата проезда, что называется «по старинке», сохранится. То же самое касается и транспортных карт. Однако со старта проекта добавится новый способ оплаты.
«Можно будет использовать бесконтактную банковскую карту любого банка, в том числе кредитную. На них должен быть специальный значок радиоволн, который и говорит, что это карта бесконтактная. У тех, кто имеет только контактную карту, есть два способа, один из которых – поменять карту на бесконтактную», – сказала Татьяна Галкина.
Второй способ – «добавить» свою банковскую карту в популярные сервисы Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay. В итоге билет можно будет купить, используя смартфон, умные часы и другие гаджеты, поддерживающие технологию NFC.
«Даже если человек едет за наличный расчёт, то в роли билета за проезд будет билет, выданный терминалом. Этот человек тоже будет учитываться в отчётах о перевозке», – добавила Татьяна Ананьина.
Как будет происходить оплата
По словам Татьяны Галкиной, у кондуктора будет специальный терминал. Для оплаты картой её нужно поднести к этому устройству. Роль билета будет выполнять чек, который выдаст терминал.
«Случайным образом списать деньги с бесконтактной карты невозможно. На сегодняшний день бесконтактные карты – это самый защищённый и безопасный способ оплаты. Ведь для оплаты нужно поднести карту совсем близко к терминалу, не далее, чем на 5 см от него. В итоге, если карта лежит в кошельке или кармане, списать с неё деньги просто так, проходя мимо пассажира, будет нельзя», – сообщила Татьяна Галкина.
Ещё одним «плюсом» является то, что бесконтактные карты содержат систему защиты от двойного списания, поэтому деньги не снимутся повторно, если автобус, как это бывает, тряхнёт в дороге. Для оплаты проезда банковской картой за кого-то ей можно будет снова воспользоваться только через несколько секунд.
Что делать со старыми транспортными картами
Транспортными картами старого образца можно будет пользоваться, пока на ней есть деньги. Однако пополнять заново такие карты не нужно, потому что власти выпустили уже новые, с логотипом 100-летия Кемерова. Их и необходимо приобрести.
Новая транспортная карта отличается тем, что её можно пополнить через банкоматы Сбербанка, любое из устройств самообслуживания, которые массово встречаются в тех же торговых центрах, а также с помощью «Мобильного банка» и сервиса «Сбербанк Онлайн».