Зачем бизнесу репутация?

28 июля свой профессиональный праздник будут отмечать PR-специалисты. Учрежденный всего 10 лет назад, 28 июля 2003 года, День «пиарщика» в профессиональном сообществе стал массово отмечаться всего несколько лет назад. В канун праздника в Кемерове прошел круглый стол, в рамках работы которого представители бизнес-сообщества, журналисты и специалисты по связям с общественностью обсуждали, насколько для компании важна ее деловая репутация. Это просто «красивые слова» или действенный инструмент?

28 июля свой профессиональный праздник будут отмечать PR-специалисты. Учрежденный всего 10 лет назад, 28 июля 2003 года, День «пиарщика» в профессиональном сообществе стал массово отмечаться всего несколько лет назад. В канун праздника в Кемерове прошел круглый стол, в рамках работы которого представители бизнес-сообщества, журналисты и специалисты по связям с общественностью обсуждали, насколько для компании важна ее деловая репутация. Это просто «красивые слова» или действенный инструмент?

Профессия специалиста по связям с общественностью шагнула в нашу реальность с началом крушения СССР и рыночной (читай, плановой) экономики. Тогда оказалось, что продавать товары и услуги «по разнарядке» нельзя, за каждого конкретного клиента нужно бороться. И, по сути, каждый из нас периодически выступает в роли пиарщика. Мы высказываемся о каком-либо товаре или услуге, и это формирует определенное мнение у знакомых людей.

В том, что создание деловой репутации – процесс многослойный и трудоемкий, эксперты уверены на все 100%. «Пока будет существовать конкуренция – будет имидж. Вот и всё! – рассказывает управляющая одним из кемеровских банков Анастасия Пензина. — Мы все хотим делать свой выбор в конкурентных условиях. Соответственно, мы будем обращаться в СМИ, чтобы понять, какую услугу или товар нам выбрать. Мы будем обращаться к друзьям, чтобы они порекомендовали банки, где, скажем, можно получить автокредит на выгодных  условиях. И, соответственно, мы будем слушать своих детей, чтобы понять, где они хотят работать и где хотят делать свою карьеру».    

Из уст в уста…

По единодушному мнению участников круглого стола, деловая репутация имеет первостепенное значение для развития компании. Только вот каждый бизнесмен формирует свой имидж разными способами. Например, по мнению руководителя одной из кемеровских медицинских клиник Сергея Третьякова, лучшей рекламой для его предприятия является мнение клиентов. «Важен, конечно, весь комплекс услуг, — рассказывает Сергей Третьяков. — Но все-таки необходимо учитывать и специфику бизнеса. Почему наш бизнес имеет ту репутацию, которую имеет? Потому что 85-86% пациентов идут к нам по рекомендации. Для нас важно именно это. Для других какие-то вещи другие важны. Разные бизнесы, разные сферы деятельности у каждого, потому и вес репутации зависит от разных компонентов».

Ставка на кадры

Специфика бизнеса, безусловно, имеет значение. Но, по словам руководителя пресс-службы одной из лингвистических школ Кузбасса Анны Резвовой, для компании, работающей в сфере услуг, именно безупречная репутация на 90% является залогом успеха.  

«Когда мы говорим о сфере услуг, здесь репутация первостепенна. Ведь потребитель выбирает и ориентируется, когда есть конкурентная среда, не только на цену, а на качество услуги. Особенно это важно, когда мы говорим об образовании. Потому что, когда мы говорим о своем развитии, об образовании детей, никто уже не хочет экономить, потому что это инвестиции в будущее, будущее своих детей, — говорит Анна Резвова. — Репутация создается и внутри компании – здесь правильно говорилось о работе с сотрудниками, с клиентами. Когда речь идет о PR-политике предприятия, она создается своего рода линиями: как мы работаем с клиентами, сотрудниками, СМИ. На самом деле, ваш клиент может стать сотрудником и сотрудник клиентом. И все это настолько взаимосвязано, и все эти моменты необходимо учитывать…»

С Анной Резвовой солидарна и Анастасия Пензина: «На самом деле, мне кажется, что все три составляющие, понятное дело, что в разных временных периодах по-разному влияют, важны. Очень важен тот имидж, который нам делают СМИ, очень важно, что говорят о нас наши клиенты – это, наверное, самый действенный способ, в народе называемый сарафанным радио. И, конечно, очень важно, как позиционируют компанию те сотрудники, которые хотят работать в этой компании…».

Хотя отметим, не все участники круглого стола были уверены в необходимости безупречной репутации. Так, например, в качестве примера приводилась одна из кемеровских розничных сетей, где, несмотря на плохое обслуживание клиентов, низкие зарплаты сотрудников и испорченный товар на прилавках, количество посетителей не уменьшается, несмотря на, мягко говоря, небезупречную репутацию.

Но все же в общем и целом мнение участников было единым: если бизнес пришел работать всерьез и надолго, о собственном имидже забывать нельзя. Кроме того, есть сферы, где такое небрежение может дорого стоить. Речь идет о сфере В2В («бизнес для бизнеса»). А если вспомнить статистические данные о том, что из 100 вновь созданных компаний 50-летие встречают только 2, предпринимателю стоит задуматься: хотите ли вы оказаться среди этих двух счастливчиков? Если ответ положительный – тогда самое время подумать об имидже компании.

      

Комментарии

Рекомендуем