Кузбасские ученые разработали полиэтиленовую упаковку из картофельных очисток – экологичную альтернативу синтетическим пакетам. Под проект уже привлечены грантовые средства, и через 2 года предприятие планирует выпустить первый образец биоупаковки. Между тем российские супермаркеты пока неохотно идут навстречу экологии. Сибдепо попытался выяснить, будет ли востребовано кузбасское изобретение.
Борьбу с полиэтиленом, загрязняющим планету, экологи ведут на протяжении последних лет. Кемеровская область – не исключение. С «маечками» в регионе борются регулярно с 2009 года. В качестве альтернативы людям предлагают ходить за продуктами с сумками из натуральных материалов. Но массово заменить пакет нечем. Три года назад региональное отделение Всероссийского общества слепых планировало возродить выпуск хозяйственной сетки-авоськи, которую уже взяли на вооружение как модный аксессуар московские хипстеры. Но, как рассказал главный инженер кемеровского предприятия ВОС «Электропласт» Николай Струков, наладить производство авоськи не получилось: не нашлось большого рынка сбыта. И вот малое инновационное предприятие (МИП) при КемТИППе обнародовало проект производства упаковки из картофельных очисток.
Грант за идею
Идея буквально лежала под ногами. «Как-то раз смотрели в окно – там мусор валялся, — рассказывает директор ООО «Биотек» Константин Карчин. – Подумали: почему бы не поработать над экологичной упаковкой?» Наши ученные, разумеется, слышали о биопакетах из полиэтилена , которые делают за рубежом и пробуют делать в России. К таким добавляются специальные вещества, которые ускоряют реакцию разложения до двух лет (обычный пластиковый пакет «живет» 300-400 лет). Кузбассовцы же решили полимеризировать крахмал. Полученный в результате пакет не будет отличаться от обычного полиэтилена, разве что не будет столь прозрачным. А вот срок разложения картофельного мешка считается в месяцах. При этом для утилизации пакета не требуется никаких специальных условий или сортировки, утверждают в МИПе.
КемТИПП называет свой проект уникальным, несмотря на то, что технология изготовления упаковки из крахмала уже известна. Отличия от аналогичных разработок есть, говорит директор «Биотека», но вот в чем они заключаются, собеседник портала пожелал оставить в тайне. Между тем проект кемтипповцев оценили на федеральном уровне: победив в конкурсе «Старт-2013» он получил грант от «Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» — 600 000 рублей. Если этих средств не хватит, МИП намерен привлекать спонсоров.
Предшественники «Биотека» одной из проблем производства полиэтилена из крахмала называли нехватку сырья: чтобы выпускать продукцию массово, придется засаживать целые картофельные поля. Тем не менее Константин Карчин говорит, что у местных переработчиков достаточно картофельной кожуры и неликвидных корнеплодов.
Срок реализации проекта согласно условиям гранта – 1 год. Первую продукцию «Биотек» планирует выпустить через 2 года. О настроениях потенциальных потребителей – розничных торговых сетей – МИПу пока неизвестно. «Предприятия не готовы вкладываться, пока им не покажешь готовую продукцию», — отмечает Карчин.
Решает цена
По самым грубым подсчетам предприятия, биопакет в конечном счете будет стоить раза в 1,5 дороже синтетического и ненамного дороже западного аналога. Российские ретейлеры пока смотрят на инновационную упаковку с осторожностью. Так, «МК в Кузбассе» удалось узнать мнение на этот счет питерской сети «Лента», чьи гипермаркеты сейчас строятся в Кузбассе. «В своей работе мы пока не используем биоразлагаемую упаковку, — комментирует PR-менеджер «Ленты» Яна Могилёва. — Мы получали предложения от поставщиков упаковки и оборудования, но пока решили не использовать данный материал. Если пакеты из нового материала будут востребованы нашими покупателями, и они будут готовы приобретать пакет по более дорогой цене, чем обычный, мы, конечно, будем продавать их. Возможно, это технологии будущего и, как и для всех новинок, нужно время, чтобы покупатель привык к ним».
Тем не менее некоторые федеральные сети отдают дань моде на экологию, пытаясь заслужить лояльность клиента. «Во всех торговых центрах МЕТРО, в том числе и в Сибири, клиенты имеют возможность приобрести биоразлагаемые пэ пакеты на кассах,- говорит PR менеджер по региональным проектам МЕТРО Кэш энд Керри Анна Малеина. — Мы проводим тендер по этой продукции ежегодно: контракт — федеральный. Если производитель выиграет тендер, то есть предложит наиболее оптимальную цену и будет соответствовать требованиям МЕТРО Кэш энд Керри, то он сможет стать нашим поставщиком».
сеть продуктовых магазинов «Кора» какое-то время назад предлагала своим покупателям В Кемерове биоразлагаемые пакеты. Стоили они на 2-3 рубля дороже обычных. Но вскоре экологичная упаковка исчезла из прикассовых зон этих супермаркетов.