×

Будущее угля

Полтора года назад была утверждена программа развития угольной отрасли до 2030 года. Чтобы проанализировать первые итоги реализации этого проекта, в Кемерово прибыл Владимир Путин и ведущие чиновники, от работы которых зависит экономический рост в угольной промышленности. Времени прошло немало, и у чиновников и угольщиков возникло довольно много трудностей. Чтобы обсудить их и выработать дальнейший вектор развития отрасли, они собрались за круглым столом.

Полтора года назад была утверждена программа развития угольной отрасли до 2030 года. Чтобы проанализировать первые итоги реализации этого проекта, в Кемерово прибыл Владимир Путин и ведущие чиновники, от работы которых зависит экономический рост в угольной промышленности. Времени прошло немало, и у чиновников и угольщиков возникло довольно много трудностей. Чтобы обсудить их и выработать дальнейший вектор развития отрасли, они собрались за круглым столом.

Взлеты и падения

Объем добычи угля в прошлом году увеличился на 5,4% и достиг своего максимума за постсоветский период — 354,9 млн тонн. Объем переработки энергетического угля вырос на 6%, коксующегося — на 9%. Объем экспорта увеличился на 17%, что позволило увеличить добычу угля в целом. Впечатляющие цифры тем не менее спотыкаются об экономику. Так, за последний год стоимость угля снизилась почти на четверть. Падает и экспорт, при этом на внутреннем рынке этот энергоресурс используют все реже, за пять лет внутреннее потребление угля снизилось на 7%. То есть мы довольно активно экспортируем уголь, но при этом, по сути, не развиваем потребление внутри страны. Это происходит из-за того, что у черного золота внутри России есть серьезный конкурент — газ. Даже президент признает, что, поскольку газовая отрасль контролируется государством, порой на внутреннем рынке через госпрограммы газопроводы и разработки месторождений создают в убыток для госкомпании, более того, низкий ценник на газ сможет держаться лишь до тех пор, пока этот же ресурс будет сверхприбыльным в плане экспорта. Дешевым газ будет не всегда, рано или поздно государство начнет отпускать цены, и тогда уголь станет более адекватной альтернативой. Чтобы уже сейчас начать увеличивать внутреннее потребление, Министерство энергетики в лице министра Александра Новака предлагает начать активную модернизацию сферы ЖКХ с упором на уголь, в частности Новак предлагает перевести старые котельные с мазута на уголь. Это как раз и станет той подушкой, которая позволит смягчать удары от возможного снижения экспорта.

Человеческий фактор

При общем снижении уровня травматизма на промышленных предприятиях угольная отрасль в последнее время показывает отрицательную динамику. Так, с начала года только в Кузбассе в результате крупных аварий пострадали 17 человек. Причем чаще всего виной травматизма становится неправильная организация труда. Руководство предприятий в погоне за цифрами нарушает технику безопасности, в результате чего гибнут люди. Исправить статистику помог бы вывод шахтеров на поверхность. То есть замена ручного труда в забое на использование высокотехнологичной техники. В рамках целевой программы полтора года назад на эти цели правительство выделило 1 млрд рублей, но, по словам Путина, этой работы пока не видно. Еще одним немаловажным фактором развития отрасли является нехватка кадров. Жаловались на это во время неформальной встречи и сами горняки. Молодежь не хочет идти в шахты, престижность профессии падает. Тем не менее в Кузбассе эта работа налажена должным образом и достаток наших шахтеров вносит весомый вклад в создание позитивного образа горняка. «Заработная плата в целом по отрасли с января 2012 года по сегодняшний день выросла на 12% и составляет в среднем 37 тыс. 400 рублей (было 33 тыс. 380 рублей). А в целом за последние 15 лет вложено в отрасль 504 млрд рублей, построено 74 новых предприятия. В итоге в 2012 году Кузбасс вышел на невиданный в советское время результат по угледобыче — 200 млн тонн. При этом если в те годы на шахтах и разрезах работало 315 тыс. человек, то сейчас здесь трудятся всего 109 тыс. человек, то есть практически в три раза меньше», — рассказал на заседании губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Тем не менее с каждым годом нехватка кадров ощущается все больше. В частности, а это признает и президент, и профильные министры, в нашей стране пришла в упадок система среднего образования. И если в Кузбассе силами местных властей и руководством КузГТУ принимаются меры по развитию колледжей и техникумов, то в целом по стране ситуацию иначе как печальной не назовешь.

Цена угля

Отдельно в своем выступлении президент остановился на экспорте угля. По его мнению, здесь надо укреплять завоеванные позиции, несмотря на трудности, вызванные падением цен на мировых рынках. При этом на сегодняшний день одно из самых проблемных мест в технологической цепочке отрасли — переработка угля и его обогащение. Так, из более 272 млн тонн энергетического угля, добытого в 2012 году, переработано лишь 26%. Развитие этого сегмента идет довольно медленно. Если увеличить этот показатель, то наш уголь станет популярнее как за рубежом, так и внутри страны. Также в ходе заседания Путин отметил, что кузбасские угли намного превосходят другие по своим экологическим характеристикам. Однако их транспортировка по-прежнему является огромной проблемой. Для ее решения необходимо развивать отечественное производство вагонов повышенной грузоподъемности. Кроме того, самое пристальное внимание необходимо уделять модернизации транспортной инфраструктуры — как железнодорожной, так и портовой. Активнее реализовывать уже намеченные планы увеличения пропускной способности Транссиба и БАМа, а также искать новые железнодорожные участки и подходы к портам. В свою очередь, глава РЖД, к которому угольщики имеют серьезные претензии, заявил, что его компания возит уголь себе в убыток. Перевозка угля, по словам Владимира Якунина, в прошлом году принесла компании около 80 млрд рублей убытков. Глава РЖД отметил, что стоимость перевозки угля железнодорожным транспортам в три раза ниже себестоимости. Если государство прекратит субсидирование, то цена на уголь резко возрастет. Якунин также высказал претензии в адрес угольных компаний. Он обвинил угольщиков в том, что они не торопятся вступать в партнерские программы, которые позволили бы ускорить транспортировку угля. Ускорение транспортировки, по мнению главы РЖД, возможно, если угольщики будут совместно с РЖД разрабатывать схемы транспортной логистики. В частности, если уголь будет отправляться с предприятий строго по расписанию и если угольщики согласятся транспортировать свой продукт по наименее загруженным веткам. Якунин также прокомментировал инициативу президента по привлечению собственников угольных компаний к инвестициям в железнодорожные сети. По словам Якунина, постройка дополнительной инфраструктуры за счет угольщиков не приведет к снижению себестоимости перевозок, поскольку обслуживание этих линий ляжет на плечи РЖД. В завершение своего выступления перед Путиным Якунин заявил, что угольщикам нужно самим решать проблемы своей отрасли без ущерба для ликвидности его компании.

Путин затронул еще один вопрос, который обсуждается уже на протяжении нескольких лет, — освобождение от уплаты налога на добычу полезных ископаемых для предприятий, осваивающих угольные низкорентабельные месторождения в труднодоступных районах с неразвитой инфраструктурой. Президент поручил правительству разработать стимулирующие меры для компаний, разрабатывающих такие новые месторождения, и освободить их от уплаты налогов в течение первых десяти лет, а Министерству природных ресурсов РФ максимально расширить содержание лицензий, чтобы предприятия не теряли времени на сбор необходимых документов.

Амбициозные планы, которые преследует развитие отрасли, должны привести к тому, что добыча угля в России к 2030 году должна вырасти до 430 млн тонн, производительность труда повыситься в пять раз, износ основных фондов сократиться с 75 до 20%.

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp