Город Кемерово. Гостиница. Пятнадцатый этаж. При входе в номер — плотная ширма-фон. На окнах плотные занавески. Ничего лишнего не должно попадать в кадр и отвлекать от главного — человека. Именно он, эмоциональный и естественный, предстанет перед зрителями в новом фильме фотографа и режиссёра Яна Артюса-Бертрана «Human».
Его предыдущая экологическая кинокартина «Home», сделанная совместно с Люком Бессоном, снята полностью с высоты птичьего полета и показывает экологическую катастрофу, угрожающую нашей планете. В сети этот фильм часто публикуется с комментарием «Запрещённый в 36 странах мира».
Новая задумка режиссера — спуститься «с небес на землю» и показать не только потрясающие съёмки с высоты, но и людей — их великолепный внутренний мир. Который, к сожалению, как и наша планета, часто изуродован войнами и тяжёлой работой.
Мозаика общества
Микрофон. Свет. Звук. Камера. Над техникой колдует оператор Дмитрий. Напротив героя — первый ассистент режиссера Анастасия Микова. Её глаза горят искренним интересом к собеседнику, улыбка располагает к искренности. Беседы похожи на исповедь. Поэтому всех посторонних просят удалиться. В кресле героя — известный кемеровский путешественник Павел Гридин, ему не привыкать к публичности, поэтому он разрешает сфотографировать себя перед съёмками. Но как только настройка звука завершена, приходится выйти. Происходит таинство.
«Впечатления отличные! — делится после съёмки герой. — Душевные ребята, профессионально работают. Дай Бог, чтобы у них всё получилось».
Позже беседуем с режиссёром. Не могу не начать с вопроса: «Почему именно Россия? Сибирь?»
— Фильм снимается уже два года. Мы были более чем в 60 странах, — удивляется такому интересуАнастасия. —Россия — самая большая страна мира, и было бы странно не показать её и не рассказать о людях, которые здесь живут. Мы уже снимали здесь в прошлом году. В Москве, в Суздале. А потом подумали, что Россия — это не только большие города, не только европейская часть страны. Поэтому решили приехать в Сибирь. Здесь другие люди других профессий, которые живут своей жизнью в большом отрыве от столицы. Людей тяжёлых профессий, которые умеют что-то делать руками, трудно найти в больших городах. А Кемерово выбрали потому, что это заводской город, недалеко шахты. Не ожидали, что к нам с опаской здесь отнесутся. Ваш город необычен тем, что люди соглашаются общаться только по рекомендации. Сделали интервью с Игорем, который посоветовал Сашу, который посоветовал Лёшу, и так далее… Но пока не согласился Игорь, все остальные не хотели разговаривать.
— Визуальный ряд в разных городах и странах снимается по-разному?
— Фильм будет состоять из двух типов картинки. Наш режиссёр очень известен тем, что уже много лет снимает землю с вертолёта, с высоты птичьего полета. Его предыдущая картина «Дом» полностью состояла из таких съемок. Здесь мы будем также сначала видеть места, где живут люди, очень издалека. А потом будет переключение с «очень далеко» на «очень близко», на людей, которые рассказывают о себе какие-то важные вещи. Все герои в разных странах снимаются одинаково, на одном фоне. В кадр не попадает ни то, где мы находимся, ни что происходит вокруг. Мы видим только лицо человека на нейтральном фоне и слышим его. Всё, что мы узнаем о герое — только через его слова и эмоции. Наша идея — показать максимально большую мозаику общества.
— Проект коммерческий?
— Нет. Этот фильм не ставит цель заработать деньги, он полностью финансируется фондами. Будут организованы бесплатные показы для людей, которые не могут себе позволить сходить в кино. Все средства будут вложены в то, чтобы фильм дальше жил.
Настоящее счастье Лены
— Главные герои фильма, кто они? Возраст, социальный статус?
— Фильм не о медийных личностях, не о тех людях, которые привыкли говорить на камеру хорошо поставленным голосом. Нам интересны те, которые на камеру никогда о себе не рассказывали. Герои разного возраста — от 8 до 95 лет. Это фильм о человечестве в целом. Наша самая главная цель — докопаться до личной истории каждого человека. Мы не говорим о каких-то пространных вещах, мы говорим о жизни, детстве, семье, радости, испытаниях, целях, амбициях, успехах и неудачах, о том, как человек изменился, пройдя то или иное испытание судьбы. О том, что такое счастье, и о том, есть ли вообще счастье, когда ты «пашешь» на заводе с утра до вечера и не можешь этим заработать достаточно себе на жизнь…
— А вам байкеров подсовывают! — не удержалась я от комментария, зная, что накануне снимали двух любителей мотоциклов. — Всегда ли удаётся найти людей именно рабочих профессий, или, в основном, рекомендуют публичных персон, как Павел Гридин, которые уверенно держатся перед камерой?
— Мы снимаем самых разных людей, — возражает Анастасия. — К тому же, один из байкеров работает на угольном разрезе, другой — водитель БелАЗа. Приезжая в новый город, мы стараемся не кастинговать людей слишком сильно, не просим сначала проговорить текст нам. Мы знакомимся с человеком перед камерой в первый раз. Всё должно быть максимально спонтанно. И, конечно, людям тяжёлых профессий по жизни не так часто приходится говорить, тем более о себе. Они думают, что им нечего сказать, что они не интересны. Настоящим мужчинам кажется, что много говорят только болтуны, а они — только по делу. Тем более на камеру. И наша работа заключается в том, чтобы людям объяснить, что они уникальны сами по себе, вне зависимости от достижений. Нам не нужны сверхъестественные истории, мы ищем простых людей, которые могут тронуть душу. Эмоция — самое универсальное, что существует в природе. И не важно, где ты живешь, если человек тебе улыбается — ты улыбаешься в ответ, даже не понимая, что он тебе говорит. Также если человек плачет — это трогает, даже если не знаешь, в чём грусть его истории. Поэтому эмоциональные люди — самые лучшие герои.
— А есть кто-то, кто запомнился больше остальных?
— У нас есть любимая героиня с первой съёмки. В селе под Суздалем живёт женщина по имени Лена. Она пришла к нам вечером, после тяжелого рабочего дня, уставшая. И вдруг начинает говорить о счастье! Я объездила больше 20 стран с этим проектом, но ни разу никто не говорил про счастье так классно! Она просто сказала, что для неё счастье — это встать с утра, пойти покормить своих кур, выйти на работу, где её ждут и любят, она может там пообщаться с людьми, которые всегда ей рады, потом прийти домой, увидеть своих детей… Она просто рассказала про свою жизнь, но так, что любой человек не может не улыбнуться. И это именно то, что мы ищем. Тронула и тяжёлая история. Часть нашего фильма посвящена войне. В Томске мы снимали человека, который рассказывал про Афганистан. Прошло больше 20 лет, но он рассказал о том, как впервые взял автомат, как будто это было вчера, и что самое страшное — это не нажимать на курок, а потом жить с тем, что было, хранить это в себе… Главное, чтобы в момент интервью человек забыл про камеру. И это работает только тогда, когда человек не думает о том, что это интервью, и начинает исповедоваться.
«Либо фильм становится твоей жизнью, либо нет смысла этим заниматься»!
Перебирая чужие человеческие судьбы, очень хочется спросить саму Анастасию о личном, чем она живет. Только ли работой?
— Сейчас я полностью живу этим проектом. Я давно работаю на французском телевидении, много делала передач и фильмов, но это никогда не было частью меня настолько! Я каждые две недели куда-то езжу. У нас такой проект, что либо он становится твоей жизнью, либо нет смысла этим заниматься. Нужны все 100 % твоего времени. Я не могу сказать, что для меня это работа. Я живу этим!
— А как ты попала в этот проект?
— Я из Украины, но пятнадцать лет живу во Франции. Работаю на телевидении. Режиссер Ян Артюс-Бертран очень известен экологическими проектами, и мы с ним несколько лет делали программу «Земля, увиденная с неба», так мы познакомились. В этой программе он сам брал интервью, а я выполняла обязанности главного редактора: готовила все материалы, вопросы, находила людей. Потом, когда начался проект «Human», он мне позвонил и сказал: «Я знаю, что ты достанешь любого. Даже если человек хочет что-то скрыть, тебе он всё равно расскажет. У меня будет фильм из интервью, и я подумал, что ты подойдёшь».
— И не жалеешь, что согласилась?
— Я уже два года занимаюсь фильмом, и часто меня спрашивают: «Слушай, тебе не надоело выслушивать одно и то же?». Нет, мне не надоело! Если надоедает, значит нужно прекращать. Сегодня, например, пришёл герой и сначала не хотел ничего рассказывать. А потом вспомнил про папу, и слезы потекли. И он этого не ожидал, и я сама от него этого не ожидала. И, казалось бы, я уже два года смотрю на эмоции людей, но каждый раз меня это трогает. Общение с людьми не надоедает, иначе нужно другой профессией заниматься, а не журналистикой.
Съёмки фильма идут уже два года. Съёмочная группа посетила почти 70 стран. В конце лета начнётся год монтажа. Из всех этих потрясающих историй нужно будет создать единый фильм, который будет одной историей. «Human» выйдет в сентябре 2015 года. Его премьера пройдёт в Организации Объединенных Наций. За судьбой фильма и репортажами со съёмок можно следить на сайте проекта www.human-themovie.org.
Текст и фото Татьяна Шепель-Куропатова.