×

Как из городской улицы парковка получилась

«Раньше же можно было проехать здесь спокойно! И так опаздываю! Откуда это все здесь появилось?» — возмущается водитель иномарки, упершейся в бордюр. Автомобиль медленно и осторожно сдает назад, где в него
почти упирается подъехавший джип. Обе машины на небольшом пятачке начинают медленно кружить, чтобы развернуться и выехать обратно к Советскому проспекту. Водители шевелят губами, отпуская беззвучные ругательства, и недоуменно пожимают плечами.

С недавних пор такие сцены можно увидеть на улице Кузбасской, соединявшей некогда Советский проспект и улицу Николая Островского. Проблемы начались минувшей весной. Бывший владелец кемеровского центра здоровья «Энергетик» ООО «Кузбассэнерго» продал данное учреждение в конце апреля текущего года структуре холдинговой компании «СДС» — ООО «Перспектива».

Уже через месяц после приобретения новый владелец перегородил дорогу перед своим учреждением: 28 мая на проезжей части появились огромные бетонные вазоны, а позже – металлические ограждения. Для многих кемеровских автомобилистов это стало полной неожиданностью. Возмущённые водители обратились в ГИБДД с вопросом: почему в загруженном центре города перекрыли маленький проезд, помогавший миновать пробку на пересечении Советского и Кузнецкого? Кроме того, на этой улице полно различных учреждений, государственных и частных, к которым теперь не подъехать. В соцсетях разгорелись споры о том, законно ли новые собственники лишили кемеровчан проездной улицы.

Корреспонденты Сибдепо решили разобраться в этой ситуации и побывали на Кузбасской улице. Действительно, собственники «Энергетика» разделили участок вдоль здания пополам и превратили эту площадку в большую автостоянку. Ближнюю к зданию часть дороги обнесли ограждениями и ограничили въезд на получившуюся автостоянку шлагбаумом. Попасть туда могут только автомобили скорой помощи или сотрудников Центра здоровья. С противоположной от шлагбаума стороны дорогу перекрывает железный забор с небольшим проходом для пешеходов. Вторая часть улицы также представляет собой автостоянку, но уже для всех автомобилистов. Эта стоянка заканчивается бордюром, проехать дальше невозможно.

DSC03186.JPG

11111.jpgМы пообщались с участниками спора. Руководитель Сибирского клуба ИТ-директоров и общественный деятель Максим Учватов заговорил о проблеме ещё летом на сайте o-gorod.

Из официальных ответов Максиму Учватову понятно, что ни прокуратура, ни ГИБДД не видят нарушений в том, что город отдал в частные руки территорию общего пользования, которую по закону приватизировать запрещено.

К примеру, в ответе заместителя начальника областного Управления ГИБДД И.В. Иванова говорится, что этот участок относится к так называемым «частным автодорогам», поэтому владелец «имеет законное право ввести ограничение на его использование. Что им и было сделано путем установки ограждения».

Lnl6R-SpCVU.jpg

В городской прокуратуре тоже считают, что установка вазонов посреди проезжей части законна: «железобетонные вазоны установлены в пределах границ земельного участка, принадлежащего по праву собственности ЗАО МСЧ «Центр здоровья «Энергетик».

Вместе с Максимом Учватовым, в том, насколько правомерно закрыт проезд по Кузбасской улице, пытается разобраться адвокат Дмитрий Малинин.

«Я просто завернул на Кузбасскую и упёрся в бордюр, написал об этом в «Фейсбуке», — рассказывает председатель коллегии адвокатов «Юрпроект» Дмитрий Малинин. – Со мной связался Максим Учватов. Оказалось, что он ещё с весны занимается этой темой, показал документы, которые с тех пор ему удалось добыть, официальные ответы госструктур на свои обращения по данному вопросу. Я решил помочь ему». 

DSC03178.JPG

По словам адвоката, проблема уходит корнями во времена, когда была приватизирована земля, на которой стоит «Энергетик». При формировании участка для выкупа администрация города утвердила его границы в такой конфигурации, и часть улицы из состава земель общего пользования была исключена. Но на это никто не обращал внимания до тех пор, пока новый владелец городской дороги не обнес её железными ограждениями.

222.jpgМежду тем, по словам Дмитрия Малинина, получается, что собственники здания могут полностью закрыть участок на Кузбасской улице.

«Если это частная территория, никто не запрещает им закрыть проход для пешеходов, — уверен Малинин. – Хотя такого быть, по идее, вообще не может. Собственник направляет для согласования схему, проект на приватизацию, «архитектура» смотрит – нет, ребята, вы залезаете на места общего пользования, и не разрешает этот участок приватизировать. Так должно было быть. Ведь на самом же деле, Кузбасская улица — это исторически сложившаяся транспортная артерия, которая используется для прохода и проезда. То есть, она относится к местам общего пользования. Законно ли решение городских ведомств, если люди реально там ходят и ездят?!».

Для справки, п.12 ст.85 Земельного кодекса гласит: «Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации».

Так в связи с чем на Кузбасской улице появились ограждения, препятствующие проезду, и почему автовладельцев не предупредили об этом заранее? Такие вопросы мы направили в департамент по связям с общественностью ЗАО ХК «СДС» (в структуру которого входит «Энергетик»). Там ответили:

«Территория, по которой осуществлялось движение, юридически не является проезжей частью и находится в собственности ЗАО МСЧ «Центр здоровья «Энергетик». Проезд по ней сложился исторически, но фактически, в соответствии с проектом межевания территории данного микрорайона, он не должен осуществляться в этом месте. Предупреждающие знаки для водителей не были выставлены, так как это не входит в обязанности ЗАО МСЧ «Центр здоровья «Энергетик».

DSC03163.JPG

Однако, как сообщила Сибдепо руководитель отдела пропаганды ГИБДД г. Кемерово Анна Танцерева, одно нарушение у собственников «Энергетика» всё-таки есть: они своевременно не проинформировали участников дорожного движения о вводимых ограничениях.

«На ЗАО «Медико-санитарная часть «Центр здоровья «Энергетик» был наложен штраф в размере 300 000 рублей, дело передано в суд. Собственники «Энергетика» не согласны с данной мерой, собираются оспаривать, — рассказала Сибдепо Анна Танцерева. – А вообще — это их территория, и они действительно имеют право её ограничить».

Судя по ответам, полученным в официальных органах, получается, что ограждения на Кузбасской законны. Однако Дмитрий Малинин и Максим Учватов решили копнуть глубже и выяснить, когда и кем была оформлена приватизация данного участка для бывшего собственника — «Кузбассэнерго».

«Сейчас улица Кузбасская даже на городской карте прерывается, то есть посередине — тупик. Когда появились эти изменения, неизвестно. А вот кадастровые карты остались неизменны. Возможно, архивные документы ответят на вопросы, кто, когда и при каких обстоятельствах передал городскую дорогу в частные руки. Документы могут храниться в КУМИ города, в областном Комитете по управлению госимуществом или Кузбассфонде. Когда получим эти бумаги, тогда поймём, законна или нет была приватизация», — заявляет Дмитрий Малинин.

DSC03189.JPG

Мы попросили прокомментировать эту ситуацию стороннего эксперта, адвоката Коллегии адвокатов «Регионсервис» Олега Панчишина.

«Сейчас органы прокуратуры принимают небезуспешные меры к оспариванию сделок, заключенных в результате приватизации по причине нарушения различных норм законодательства, чему служит примером недавний спор с кемеровским «Химволокном», — рассказывает адвокат Олег Панчишин. — Вот и в данном случае в первую очередь важно установить, законно ли были проведена приватизация земельного участка и предшествующие ей процедуры. Для этого сотрудникам прокуратуры следует проверить, при каких обстоятельствах указанный земельный участок (с расположенной на нём автомобильной дорогой) был выделен, а впоследствии и приватизирован нынешним собственником либо его предшественником, ведь наше земельное законодательство запрещает приватизацию участков, являющихся территорией общего пользования. Если по результатам проверки будет установлено нарушение законодательства, прокурор может подать в арбитражный суд иск об оспаривании сделки. Однако для проведения такой прокурорской проверки, как правило, необходим повод, коим могут послужить жалобы недовольных граждан. Возможно также другое решение, но для этого уже необходимо участие администрации города Кемерово: в подобных случаях для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения по инициативе органа местного самоуправления закон допускает установление так называемого публичного сервитута, то есть принудительного, в силу нормативного акта, использования для прохода или проезда находящегося в чужой собственности земельного участка без его изъятия. Однако, в данном случае на соответствующий бюджет может лечь обязанность компенсировать собственнику участка убытки, вызванные соответствующим обременением, либо и вовсе выкупить его».

В итоге, можно понять и автовладельцев, которых в условиях ежедневных пробок лишили целой улицы; и собственников «Энергетика», которые за немалые деньги приобрели здание с земельным участком, пусть и с сомнительной приватизацией, и не желают, чтобы прилегающая территория была похожа на проезжую часть.

Если окажется, что приватизация участка когда-то произошла с нарушениями закона, признать её недействительной сможет только суд. Мы будем следить за развитием событий и надеяться, что государственные органы, призванные защищать интересы граждан, обратят внимание на проблему в центре города и помогут решить её с учетом интересов всех сторон.

Елена Евдокимова.

Текст: Редакция.
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp