Приманка для покупателей
Попадая в торговый зал, вы сразу видите броские стенды со скидками. Это центральная промоулица, на которой стоит акционный товар. Его специально размещают недалеко от входа, чтобы покупатель, идущий мимо, приобрёл не всегда нужный, но такой заманчиво дешёвый товар. Я знаю эту уловку, поэтому давно не «ведусь» на такую ерунду, а многих посетителей жёлтые ценники подкупают. За счёт таких хитростей выручка магазина растёт. Из-за распродаж в «минус» мы не уходим, ведь закупочная стоимость товара ниже скидочной.
Акции меняются примерно раз в две недели. Иногда всё-таки попадаются полезные вещи со скидками, поэтому советую знакомым следить за ними.
Указ о той или иной акции приходит «сверху» — из головного офиса «Ленты». Специалисты аналитического отдела решают, где и как расположить товар, чтобы правильно воздействовать на покупателя.
Рабочая смена
Я работаю в бакалее и только в ночную смену. Начинаю в 21:00 и заканчиваю через 12 часов. Прихожу минут за 15, чтобы успеть со всеми поздороваться, узнать что-нибудь интересное с прошлой смены. Пока мы переодеваемся, обсуждаем покупателей, руководство и коллег: что нового, какие указания пришли «сверху».
Проходим через служебный вход, где нас встречают охранники, смотрят сумку, водят специальной штукой по спине, которая обычно реагирует на застёжки бюстгальтера, что всегда очень забавляет. Это делается в целях безопасности, никто не сопротивляется, все понимают необходимость процедуры.
Во время смены мы не можем ничего купить в магазине, поэтому, если вдруг захочется попить газированной воды, нужно позаботиться об этом заранее, либо терпеть. Если же в сумке есть продукты, которые продаются в «Ленте», на них наклеивают стикеры с печатью.
Выходить из помещения мы не имеем права, даже в аптеку. Все необходимые лекарства находятся на стойке информации в аптечке. Да и за год работы я уже поняла, что мне нужно брать с собой. В ночные смены моим верным другом стал фенотропил – таблетки, улучшающие память, настроение, работу головного мозга. «Фен» употребляют и коллеги. Правда, не все. Однажды замдиректора не выспался, но всё же отказался «подсесть» на нашу «наркоту», как он её называет.
Обязанности
До начала смены у нас проходит планёрка, где администраторы рассказывают, что было сделано днём, что запланировано на ночь. Каждую ночь на склад приходят товары, которые мы должны разбирать. В складских помещениях ничего, кроме чая и бытовых предметов, не хранится – все находится в торговом зале. Моя первая задача — заполнить акционные места товаром. Вторая — доставить паллеты (специальные поддоны с товаром) в мой отдел и поднять их наверх. Если вы поднимите голову, сможете увидеть эти паллеты, где и находятся все продукты. Третье – расставить товар на полках. Крупы, растительное масло и лапша – самые ходовые продукты в бакалее, на витрине ничего не задерживается, поэтому не было ни одной ночи, чтобы я осталась без работы.
К 8 утра в отделе не должно быть больше двух паллетов, чтобы не мешать покупателям ходить с тележками. За последние полгода работы было всего три случая, когда мне удалось вовремя поднять весь товар наверх и расставить его по полкам. После этого я, довольная собой, расставляла ценники (это четвёртая задача, которую обычно выполняют продавцы дневной смены из-за того, что «ночники» не успевают).
В 8:30 нужно расставить пустые мусорные корзины по залу. В это время проходят администратор ночной смены и замдиректора, проверяют готовность перед большим потоком покупателей. В 9 утра у нас планёрка, где сотрудники передают смены. Потом ночные продавцы расходятся по домам. Обычно я сплю до следующего выхода на работу. При трудоустройстве обговаривался график работы 2:2. Но потом ночные сотрудники решили, что лучше будет работать 3:3. При таком графике день спишь, а два — отдыхаешь.
Иногда с подругой, другим продавцом, после тяжёлой ночной смены берём бутылочку пива и сидим на лавочке в парке, недалеко от «Ленты». В самый тяжёлый день мы взяли шампанское и конфеты по акции – устроили себе небольшой праздник с утра. Пили из одноразовых стаканчиков, заедали сладостями и болтали по душам. Больше ничего и никого не надо было в тот момент.
Безопасность
В «Ленте» много говорят о соблюдении правил безопасности. Прежде всего, покупателей и сотрудников. И не только говорят: недавно мы успешно прошли проверку пожарной безопасности.
Как думаете, почему паллеты выгружают ночью? Как раз из соображений удобства и безопасности клиентов. Если в торговом зале нет этих больших ящиков, покупателю удобнее перемещаться, а во время подъёма паллета на верхние полки ничто не прилетит случайно на голову. Днём это делают только перегораживая путь ленточкой. Конечно, покупатель чаще всего идёт под запрещающие знаки. В таком случае я всегда предлагаю или подождать, или сама приношу нужный товар.
За всё время работы «Ленты» у нас не было ни одной производственной травмы. Максимум вреда, который я сама себе причинила, — наехала рохлей (ручное приспособление для перевозки паллетов) на ногу.
Санитария
В «Ленте» ни разу не заводились мыши или тараканы. Лишь однажды у нас поселилась синичка, но она вскоре улетела. А совсем недавно в подсобке появился голубь. Мы его назвали Чёртом. Он присутствует на планёрках и вышагивает по балкам под потолком с важным видом. Если останется, то наверняка станет полноправным членом нашего коллектива.
В моей секции особо не следят за тем, чтобы я мыла руки каждый час. Ведь у меня все товары в упаковках. А вот в кулинарном отделе, где повара готовят салаты, булочки, пиццы и другие блюда, все стараются соблюдать санитарные правила. Насколько строгий там контроль я, к сожалению, не знаю.
Продукция
В «Ленте» следят за тем, чтобы не было просрочки. Например, если сыры раньше лежали на витрине 24 часа, то сейчас этот срок уменьшили до 12 часов. А вот за то, что человек возьмёт продукт за несколько минут до того, как истечёт срок годности, и хранит его дома ещё пять дней, мы не несём ответственности. Всю продукцию списывают и выкидывают (за этим следит охрана). За год работы нам только раз удалось уговорить охранника отдать нам просроченный торт — чтобы отметить День рождения коллеги.
Что касается санкций: ещё по весне заметила, что нет польских яблок, но их быстро заменили аналогом. Сейчас не найдешь в холодильниках сыры Дор Блю, Маасдам и прочие заграничные, нет американского мяса. Но Россия заключила договор с Аргентиной, поэтому зарубежная курица и говядина всё-таки есть. Те же чипсы «Лэйс», жевательная резинка «Орбит», хоть и зарубежный бренд, но в «Ленте» останутся. У этих компаний есть заводы в нашей стране.
А вот с гречкой совсем беда: люди, когда услышали новость о том, что она исчезнет, просто десятками килограммов скупали. Поэтому мы сделали объявление, что больше 5 пачек в руки не продаём: появились перекупщики, которые потом продают втридорога. И да, крупа действительно подорожала. Ещё вчера стоила 63 рубля, а сегодня уже 103 рубля. Гречку и другие продукты сметают с витрин, а продавцы физически не успевают выкладывать. Ещё потом посетители наводят панику: якобы продукты вообще исчезли.
Покупатели
В «Ленте» покупатель всегда прав. В основном, все жалобы рассматривает отдел по работе с клиентами (ОРК). Мы их шутливо называем «орками». Они решают абсолютно все проблемы, связанные с покупателями — от разъяснений по акционному товару, заканчивая возвратом денег. Все «орки» у нас вежливые и стрессоустойчивые — выдержки им не занимать.
Иногда покупатели попадаются не совсем адекватные. Был случай, когда женщина устроила истерику на весь зал из-за какого-то рубля, который ей в сдаче недодали. В итоге деньги ей вернули. Потому что всё должно решаться в пользу клиента, если это, конечно, справедливо.
Частенько посетители, не стесняясь, пожирают продукты прямо с полок. В прошлый Новый год и на открытии мы обнаруживали опустошённые бутылки из-под пива, коробки от конфет и прочую пустую тару. Иногда охранники ловят нарушителей. Однажды какой-то мужчина прямо в зале брился станком с прилавка. Ещё видели, как один индивид взял бутылку воды, прошёл в хлебный отдел и там съел булочку, запивая водой. А после того, как охранник сделал замечание, что за товар нужно заплатить, молодой человек долго кричал, что он какая-то важная «шишка». Тем не менее, ему пришлось оплатить съеденное.
Еще одни покупатели открутили пробки с баллами от бутылок «Кока-колы», которые можно потом обменять на мишку или какой-то другой подарок. 8 бутылок газировки пришлось списать как бракованные.
Отследить эти моменты охране чаще всего не удаётся, так как клиентов много, а вызывать полицию из-за булочки явно не будут.
Чаще всего задерживают только явных воров. Как-то раз мужчина с диким криком бежал по залу с огромным телевизором, пытался прорваться сквозь турникет. Не заметить такое сложно. В полиции неудавшийся воришка плакал, извинялся и объяснял свой поступок тем, что ему немного не хватило денег на товар со скидкой.
Команда
Мы помогаем друг другу, как только можем. Часто бывает, что в паллетах привозят миксованный товар: конфеты, лапша, чай. Мне не трудно будет привезти из моей бакалеи в кондитерский отдел эти конфеты, как и кондитерам — мой товар, случайно попавший в их паллет.
Но, как и в любом другом коллективе, есть люди, которых недолюбливают. А некоторые сотрудники и вовсе увольнялись с формулировкой «не устраивает директор». Я, кстати, считаю, у директора явно предвзятое отношение к ночной смене: об этом говорят его указы. Если раньше мы могли курить раз в три часа, то сейчас курилка работает в строго определённые часы: с 00:00 до 1:00 и с 5:00 до 6:00. Якобы курение мешает нам работать. Курилка у нас находится возле служебного входа, она отгорожена решёткой. Некурящим сотрудникам чаще всего кажется, что мы халявничаем в курилке. Но ведь это лишь способ справиться с напряжением.
Питание
Каждый сотрудник может воспользоваться правом на бизнес-ланч. Стоит он по-божески: всего 25 рублей. Талон на питание приобретаем в кассе. В ночной смене можно «пообедать» с 00:00 до 3:00, а «полдник» устроить с 5:00 до 7:00. Всего на перерыв (куда входит время и на трапезу, и на курение, и на естественные нужды) отводится час.
Столовая находится на третьем этаже. Повара готовят вкусно. На первое блюдо идут окрошка, рассольник с опятами, уха, борщ, однажды варили куриный бульон с яйцом. На второе на выбор обычно: рис с овощами, лапша, гречка, плов, тефтели, котлеты, запечённая курица. Полдник — почти то же самое, что завтрак: чай, каша, балуют выпечкой. А стоит он 5 рублей.
Оплата труда
Работа в системе радует стабильностью. Зарплату за год ни разу не задерживали, кроме этого ноября. И то потому, что день выплаты совпал с ноябрьскими праздниками.
Моя зарплата состоит из оклада и премии. Оклад рассчитывается из почасовой оплаты – 70 рублей в час, плюс в ночную смену идёт небольшая надбавка. Максимальная премия составляет 30% от оклада: 10% — за прохождение проверки качества, 10% — прохождение плана, 10% — за планограмму, то есть своевременную выкладку товара. А продавцам в гастрономическом отделе ещё доплачивают 1000 рублей «северных» — оплата за работу в суровых холодных условиях (а именно: в холодильнике).
По норме сотрудники должны работать 160 часов в месяц. В среднем у меня выходит 20-25 тысяч рублей. Но чаще всего мы работаем гораздо больше, потому что не хватает продавцов, и администраторы просят выйти на дополнительную смену.
Премии и штрафы
Существует ежемесячная «директорская» премия. Её выплачивают сотрудникам, которые проявили себя в той или иной секции, за то, что не отказываются выйти на работу в выходной день, за ответственность и исполнительность. Раз в квартал награждают лучшего сотрудника. Он оценивается по тем же показателям. Знак почётного продавца — переходящий. У нас награждали двух человек со стойки информации. Они, на мой взгляд, действительно заслужили такую премию — умеют разрешить любые конфликтные ситуации. А меня однажды наградили «директорской».
А вот штрафов у нас нет. Есть недостачи или нет, я не знаю — с нас никогда ничего не высчитывают. Если гость что-то разбил, товар считается бракованным и списывается. Если продавец – он просто рассчитывается за товар на кассе после смены.
Товары частенько бьют. Например, недавно уронили дорогую бутылку Bacardi в новогодней упаковке. Но больше всего бесит, когда покупатели меняют товары местами: если вы что-то передумали покупать, зачем вы суёте это куда ни попадя?! Например, очень неприятно находить презервативы между пачками лапши. Да вы лучше положите их на видное место или отдайте на кассе — вас за это никто не станет ругать.
Корпоративная этика
В компании часто устраивают разнообразные мероприятия. Например, соревнования между «Лентами» из разных городов, археологические слёты, корпоративы. Еще у нас в команде есть традиция поздравлять коллег с днём рождения. Подарить торт, охапку воздушных шаров, цветы — в общем, побаловать человека -нам самим в радость!
На работе не принято называть коллег по имени и отчеству. Директор у нас — Константин, администратор — Ольга, руководитель отдела — Оксана. Но и панибратства тоже нет: в общении разделяем коллег на «вы» и «ты».
Карьерный рост
В «Ленте» сделать карьеру не так-то сложно. Есть живые примеры в кемеровском гипермаркете, когда человек из продавца «вырос» в руководителя отдела. Всё зависит только от сотрудника.
Я пришла в «Ленту» в прошлом году и сразу решила взять быка за рога: хочу, говорю, работать у вас администратором. С моим опытом работы такими пожеланиями могли двигать только слабоумие и отвага. Сейчас понимаю, что стать администратором мне, по меньшей мере, не по зубам. Нужно быть ужасно выдержанной и крепкой, ведь администратор следит за торговым залом по ночам, он почти как замдиректора.
Если вы хотите поделиться секретами своей профессии, звоните по телефону Сибдепо: 900-800.
Иллюстрации: Екатерина Бухтиярова.