×

Кузбасс юрского периода

Все почитают символ 2012 года — Дракона. Хотя как он на самом деле выглядит, никто не знает, и по простой причине – это миф. В то же время буквально под ногами находится настоящее чудо природы. Речь о динозаврах. Кроме того, в Кемерове живет человек, который не только знает, как выглядели динозавры, но еще и лучше всех их рисует — по версии жюри международных конкурсов.

Кемеровчанин Андрей Атучин принадлежит к редкой профессии палеоиллюстраторов. Не каждый палеонтолог может профессионально изобразить итог своих изысканий. Тут и необходимы палеоиллюстраторы – художники по динозаврам, которые сами отчасти обязаны быть палеонтологами. Андрей нарисовал сотни динозавров, обитавших на территории России и Кузбасса, в том числе и впервые описанные виды. В марте 2011 года работа кемеровчанина попала на обложку российского National Geographic.

– Андрей, как вас угораздило?

– С детства увлекался животными, динозаврами. Занимался любительской палеонтологией – собирал окаменелости. Поступил на биофак, закончил его. Ну и рисовал – немножко подучился в художественной школе. Просто для души рисовал, основываясь на энциклопедиях. Окно в профессию открыл Интернет. Я обнаружил огромное количество иностранных сайтов: оказывается, эта тема так широко распространена! Сделал маленькую галерею своих рисунков – начали замечать потихоньку.

– То есть это востребовано?

– Сейчас это мой основной вид деятельности: есть проекты, заказы. Не то чтобы это было очень востребовано. Палеоиллюстратор – это тяжелая профессия. Как такового широкого спроса на нее нет. Тем не менее в мире каждый год открывают новые виды динозавров. Вот и приходится по всему миру закидывать удочки.

Demandasaurs.jpg

– И вы уже «выловили» победу на международном конкурсе палеоиллюстраторов…

– Да, мне пришло приглашение из немецкого города Мюнхехаген. Тамошний палеонтологический музей решил сделать экспозицию одного динозавра – европазавра, полный скелет которого найден в Германии. К выставке решили приурочить конкурс иллюстраторов, условием которого было достоверно научно и качественно изобразить европазавра. Я нарисовал, отправил – первое место. После этого были конкурсы в Испании и Бразилии – там также требовалось изобразить местную доисторическую фауну. Там я тоже занял первые места. После этого иностранные художники написали мне: ты нам-то хоть что-то оставь!

– Расскажите про сотрудничество с National Geographic.

– Начну с того, что в Москве издавался научно-популярный журнал по палеонтологии – «Палеомир». Главный редактор попросил для него кое-что нарисовать. Я нарисовал – ему понравилось, и после этого мы начали с ним активно сотрудничать. Совместно работали и для других журналов – он пишет текст, я иллюстрирую. Москвич, он легко вхож в столичные редакции. Однажды он вышел на NG. Сначала мы опубликовали небольшую статейку, а потом решили сделать материал по русским динозаврам – эта тема вообще неизведанная. Я нарисовал кучу иллюстраций для статьи, но не знал, что буду на обложке. Сейчас мы еще одну тему по русской палеонтологии замутили. Статья посвящена поволжским находкам водных рептилий. В апреле-марте, возможно, выйдет.

3_2.jpg

Спилберг не прав

– Как можно увидеть динозавров такими, какими они были на самом деле, располагая тем немногим, что от них осталось – костями?

– Кожные покровы тоже найдены. Есть и отпечатки кожи, и целые мумии. И тут нужно иметь базовое биологическое чутье. Мне в этом плане образование помогает – я чувствую животных, какими они в принципе могут быть. Да, в какой-то степени полагаешься на интуицию. Но важно не забыться, не уйти в фантазию – в драконов. Если бы я был дизайнером, я бы точно драконов рисовал. Таких – поэффектнее.

– Но если динозавры по определению – сфера до конца не познанная, где взять канон?

– Опять же, есть оригинальные научные данные, оригинальные исследования, наработки других художников. Предположения и додумки допускаются. Но есть грубые нарушения. Например, на деле – на окаменелостях – этого нет, а художник это изображает. Либо располагает конечности динозавра так, как они в принципе не могут располагаться. Одна из грубейших ошибок – у всех хищных тираннозавров передние конечности поджаты по-собачьи. В том числе у Спилберга в «Парке юрского периода». У них локтевая и лучевая кость не могли так двигаться. Правильно изображать лапы вдоль тела «ладонями» друг к дружке. Другой позиции тираннозавр не мог себе позволить.

– А к каким произведениям на мотив динозавров у вас меньше всего претензий?

– Те же «Прогулки с динозаврами» – там есть, конечно, огрехи, но минимальные. Недавно выходили на Discovery и на BBC фильмы – «Эра динозавров» и «Планета динозавров». В одном из них недостаточно научно-достоверная информация, но там модели сделаны прекрасно. А второй фильм отвечает последним научным данным.

– Если есть научно обоснованные описания, почему врут?

– Потому что этим занимаются непрофессионалы. Это просто элементарная неграмотность – вот и все. В России в принципе популяризация научная не развита, а тем более популяризация палеонтологии. У нас нет нормальных научно-популярных книг для обычных людей.

– А детские энциклопедии?

– Эту нишу вообще пользуют сколько угодно, не заботясь особо о качестве.

Для эксперимента мы показали Андрею современную детскую книгу о динозаврах. Наш собеседник сразу узнал руку британского иллюстратора Джона Сиббика. По словам Андрея, классические работы мэтра давно кочуют из книги в книгу. При всей своей аутентичности рисунки, сделанные много лет назад, где-то не успевают за последними данными палеонтологических находок.

Сибирь – динозавровое место

Трудно себе представить, но на территории современного Кузбасса обитали динозавры. Доподлинно известные чудеса природы – не йети и не драконы. Так, в районе деревни Шестаково в 1953 году был найден скелет некрупного ящера пситтакозавра. Которого так и назвали – пситтакозавр сибирский. Это была первая большая удача отечественной палеонтологии, которая до этого не особо радовала находками динозавров. В Шестаково же обнаружили останки огромных длинношеих титанозавров, доисторических крокодилов и черепах. Трудно представить, но можно увидеть – на рисунках палеоиллюстратора.

шестаково мелового периода - Атучин.jpg

– Андрей, вы изображаете в основном плохо изученные виды?

– С этим интереснее работать. Тираннозавра по 10-му кругу рисовать уже не интересно. Два раза я был на раскопках в Приамурье. В прошлом году в Красноярский край ездил – там тоже находят среднеюрских позвоночных.

– Видов обитало, наверное, много. Просто не все из них диагностированы как конкретный вид и род. Найдены небольшие фрагменты – зубы, кости – которые могут сказать только то, что здесь обитал представитель семейства, в мире где-то известный. Вот пситтакозавр сибирский – его полных скелетов достаточно много найдено. В Томске в музее ТГУ лежат в монолите 2 скелета. В шутку их прозвали – Ромео и Джульетта.

Psittacosaurus_major Psittacosaurus_sibiricus.jpg

– Тираннозавры у нас не бегали?

– Правильнее сказать, что они у нас не найдены. Это поздний меловой период, а у нас позднемеловые отложения развиты только на севере области, и там позвоночных не найдено. Вот ранний мел, средняя юра хорошо представлены. Юг западной Сибири по динозаврам вообще перспективный. Совсем недавно начали находить новые места. Если за Уралом, ближе к Москве, в основном находят водных животных, то Сибирь – динозавровое место.

– Не ошибусь, если скажу, что кузбассовцы даже не подозревают о наших, родных динозаврах. Где у нас можно посмотреть на останки ящеров, найденных в Кузбассе?

– К сожалению, нигде. Томичи и москвичи все себе забирали, потому что им были выданы лицензии на раскопки. У нас же нет кафедры палеонтологии, экспедиции проводить некому. Вот народ и не в курсе.

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp