×

Рецензия на фильм «Географ глобус пропил»

“Географ глобус пропил” – удивительное, прекрасное кино. С одной стороны, смешное и даже уютное, с другой – рождающее чувство щемящей тоски и пустоты. И это на фоне высокого, а местами высочайшего профессионализма съемочной бригады и актёрского состава.

“Географ глобус пропил” – удивительное, прекрасное кино. С одной стороны, смешное и даже уютное, с другой – рождающее чувство щемящей тоски и пустоты. И это на фоне высокого, а местами высочайшего профессионализма съемочной бригады и актёрского состава.

Фильм режиссёра Александра Велединского мало того, что о жизни, он ещё и живой. Сюжет течёт, не меняя направления, иногда кидая на крутые пороги. Героев узнаешь, героям веришь, героев понимаешь, к героям проникаешься симпатией, практически ко всем, несмотря на то, что сугубо положительных личностей среди них найти очень сложно. Однозначных персонажей здесь нет точно. Во главе угла, как и подобает, стоит главный персонаж – Виктор Служкин, он же учитель географии, он же географ, он же, если переходить в другие категории, лишний человек, он же герой, каким он должен быть, нашего времени. Любящий, но не любимый женой муж, любящий, но не всегда заботливый отец, любитель закинуть за воротник, обладающий незаурядным чувством юмора и житейской мудростью индивид, настоящий альтруист, а главное – честный человек не только на словах, но и на деле. Только вот его честность мало кому понятна и никому не нужна. Да ещё разные обстоятельства, когда социального, когда поведенческого, когда природного характера.

С учительскими методами Виктора Служкина консервативные преподаватели, конечно, поспорили бы, но даже когда он перегибает палку в отношении с учениками, ставишь себя на его сторону, неважно, смог бы ты так поступить или нет. Потому что ученикам 10“А”, и вправду, не особо что-то нужно, а об уважении к дающим знания и говорить не приходится. Его просто нет. Но всё же они хотят вырваться из круга рутины и скуки, иначе откуда это рвение идти в поход? Надежда мелькает, то тут, то там, чтобы скоро раствориться в унылых пейзажах пермских микрорайонов, видов брошенных зимовать (навечно?) судов и холодной, серой и большой реке. И в этой тоскливой пустоте живут обычные люди.

В картине удивительным образом переплетается социальное и чувственное, нисколько не мешая друг другу. Раз! и вот сатирический укол в сторону властьимущих и их отношения к жизни и к своему положению. Сцена с голосованием Будкина и съемкой бюллетеней на телефон или подарок на день рождения от представителя власти – вызывают волны смеха. Два! и зритель благоговейно замирает на монологе географа при игре в карты. Три! и снова вспоминается лозунг “Счастье за горами”. Но хоть оно и за горами, но герои пытаются найти его здесь и заполняют пустоту чувствами и страстями. Но страсти оказываются сиюминутные и от того мнимые. К последней трети фильма чувственность повышается до предела, когда на первый план выходит любовь юной прелестницы к учителю. В походе зрителя ожидает большое удовольствие и сопереживание от пары-тройки сильнейших драматических сцен.

Изумительная картина. Прекрасные диалоги. Операторская работа, комар носа не подточит. Актёрская игра даже от молодых лицедеев достойна всяческих похвал. А Константину Хабенскому отдельное троекратное “Браво!”. Пожалуй, лучший отечественный фильм года. И уж точно один из лучших последней пятилетки. А может, и большего временного периода.

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp