×

На войне как на войне

Известно, что Квентин Тарантино давно мечтал снять фильм о войне. “Бесславных ублюдков”, по его словам, он задумал много лет назад, еще во времена “Криминального чтива”. Но фильма про войну не получилось, получилась картина о людях на войне. Здесь не увидишь батальных сцен, идущих «свиньей» немецких танков, бомбящих землю самолетов, высадки в Нормандии. Зато очень много диалогов и личностей, как исторических, так и не очень, но все они (личности) пропитаны ненавистью — и это определяющий фактор развития сюжета.

Персонажей встречается много, и практически все, неважно, немцы это, американцы или французы, не оставляют равнодушным. Ну как не сопереживать празднующему человеку, у которого сегодня жена родила сына, будь он хоть тысячу раз фриц? Тарантино четко разделяет в людях на войне долг перед родиной, режимом, чем-то там еще и нормальное человеческое поведение и эмоции. И получается, что с одной стороны, практически всем сочувствуешь, с другой… не жалко никого. Если разобраться, все сплошь гады и сволочи, но в тоже время такие человечные. И офицер СС Ханс Ланса, чертовски умный, но склизкий и противный человечишко, и юный романтичный Цоллер, и прима кино, предательница и просто красавица Бриджет фон Хамерсмарк, и даже лейтенант Альдо Рейн, командир “ублюдков”, этакий тупой, безжалостный вояка, живущий только выполнением задания. И еще множество случайных и неслучайных персонажей, попавших в жернова войны. К тому же режиссер так легко, а зачастую неожиданно, расстается со своими героями, что почувствовать жалость просто не успеваешь.

За всем этим виден глобальных размеров фарс. История запросто перекраивается, и наконец-то американцы победили в той войне по-настоящему. Наконец-то, конечно, для самих американцев. Чем не насмешка над собой? “Горести” войны воспринимаются как-то легко, как нечто должное в тех условиях, о которых идет речь, а поведение героев и диалоги частенько веселят. Мастером диалогов Тарантино прозвали давно, но в “Бесславных ублюдках”, кажется, он превзошел себя. Десятиминутные обмены репликами нисколько не утомляют, а только наоборот подогревают интерес к тому, что же будет дальше. Диалоговый саспенс — пожалуй, так можно охарактеризовать некоторые сцены. Атмосфера, когда кругом враги, передается изумительно проникновенно. Когда ловишь каждую фразу, и чем дальше, тем больше напрягаешься, понимая, что разговор должен на чём-то закончиться. Порой, как в сцене в таверне, он заканчивается совершенно неожиданно, порой, как в ресторане, — ничем. И… испытываешь чувство облегчения.

“Бесславные ублюдки”, пожалуй, лучший фильм Тарантино со времен “Криминального чтива”. Настоящее «тарантиновское кино», что бы это ни значило. Это прекраснейший подбор актеров, чего стоит только то, что персонажей разных национальностей играли представители этих народов. Немцев — немцы, американцев — американцы. Это одна из лучших ролей Брэда Питта, который с каждым разом доказывает, что может выступать в совершенно разных амплуа (вспомнить хотя бы совершенно нетипичную для него роль в “После прочтения сжечь” братьев Коэнов). “Бесславные ублюдки” — либо крайне гениальный фильм из категории “настоящее кино”, либо фильм, сделанный ради фильма. Игра со зрителем, игра с историей, игра с кино. Или игра в кино.

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp