Опять дурят нашего брата маркетологи. Том Круз! Шпионский триллер! Погони! Драки! Стрельба! «Джек Ричер”!.. А вот и нет. Круз, конечно, на месте, в главной роли то есть. Да и погоня, драки, стрельба присутствуют. Но с какого перепугу кому-то в этом фильме привиделись шпионы? Паранойя какая-то. Перед нами чистой воды детектив с долей нуара и симпатичными героями.
Но детектив этот со странностями. Здесь нет неожиданных твистов, нет интриги, сохраняющейся до самого финала. То, к чему приходят герои по ходу расследования, уже обычно известно зрителю за несколько десятков минут до этого. И не только потому, что зритель такой умный или сценарий глупый, а потому, что авторы сами дают подсказки, кто и за что тут отвечает. Может сделано это затем, чтобы сконцентрировать всё внимание на главном герое? Знакомьтесь, Том Круз, ой, то есть Джек Ричер – бывший военный полицейский, умный, находчивый, смелый, справедливый и за себя постоять может. В напарницах у него оказывается сомневающаяся адвокат, которая берет на себя защиту снайпера, убившего случайных пятерых человек. Ричер, понятно дело, быстро перетягивает одеяло на себя, кидает многозначительные взгляды, ироничные фразы, неожиданные для своей напарницы умозаключения и умело раздаёт тумаки и зуботычины всем заслужившим. Значительную долю симпатии герой получает, но где-то к середине фильма, который идёт, кстати, больше двух часов. Потому что первые минут 20 пытаешься найти в фильме шпионские мотивы (чертовы маркетологи!), потом, когда понимаешь, что шпионов и международных заговоров не будет, ещё минут 20 начинаешь проникаться стилистикой и ритмом повествования.
Ритм же у фильма медленный. Ну а что, мы же детектив смотрим. Упор не на действие, а на диалоги, которые хоть и не шаблонные, но сильно отдают литературным первоисточником. Фразы и шутки хоть и вызывают улыбку, но зачастую создаётся ощущение, что они проговариваются и не проигрываются актёрами. Но может здесь в большей степени за такой эффект отвечают русские локализаторы. Диалоги диалогами, но действие тоже присутствует. И пусть оно не взрывное, не рассчитанное на wow-эффект, но сделано со вкусом и грамотно. И к финалу, когда ты полностью проникаешься атмосферой фильма, начинаешь получать истинное удовольствие, к тому же финальная схватка оригинальна, хороша и держит в напряжении. Пожалуй, одна из лучших перестрелок за последнее время.
Но всё же хоть и есть у фильма своя атмосфера, в тот или иной момент появляется чувство, что есть здесь что-то лишнее в стилистике повествования. Например, комичная драка с применением бит. Или чувство, что фильм четко разбивается на эпизоды. В книге-первоисточнике, скорее всего, ощущение целостности не пропадает. Здесь же мы словно играем в квест с элементами экшена. Собрали все ключи-подсказки, прошли одну локацию, на другой у героя неожиданно появляется новое умение, которое мы с успехом используем, в третьей возникает новый персонаж, помогающий продвинуться дальше. И так до самого финала. Смотреть за этим и интересно, и скучно, порой даже одновременно. Такой вот парадокс. Всё зависит от зрителя.