А вы знаете, друзья, свершилось. Отечественный фильм, рассчитанный на массового зрителя, то есть не претендующий на лавры фестивального и заумного кино, отечественный представитель жанрового кинематографа оказался без обиняков отличным. Более того, фильм-катастрофа режиссёра Антона Мегердичева «Метро” достоин просмотра именно на большом экране.
Конечно, если включить в себе быка и скептика, можно до многого доколупаться. Сценарных условностей в «Метро” и вправду немало. От случайностей судьбы, сведших героев в одном месте в тот самый злополучный момент, до необъяснимого хэппи-энда. Но, черт побери, это тот редкий случай, когда ты без напряга отдаешь себя в руки авторов и позволяешь им руководить твоими эмоциями. Эксплуатация такого руководства встречается в более навязчивом варианте и у забугорных киноделов. Так что желания воскликнуть сакраментальное «Не верю!” не возникает. Да и некогда об этом «Не верю!” думать. Катастрофа в метро подкидывает всё новые и новые, порой крайне неожиданные свои воплощения, ставя перед героями новые задачи по спасению себя. И воплощения эти заставляют зрителя сжимать ручки кресел до белых костяшек пальцев. Когда масса воды несёт на тебя поезд, очень легко представляешь себе весь ужас бедствия. К тому же авторы показывают момент аварии и её последствия для пассажиров метро без прикрас, не опускаясь при этом в откровенную жесть. Потерь среди гражданских в фильме немало, причём не только в тоннеле. А реакции на произошедшее показаны во всей палитре: от истеричного смеха до неслабого помешательства. Короткая сцена, где женщина методично пытается разбить стекло, цепляет не по-детски. И подобных мелочей, делающих повествование более глубоким, присутствует немало.
Кроме впечатляющих, масштабных и грандиозных съемок, другим не менее значимым плюсом фильма значатся актёры. И пусть их персонажи прописаны по шаблонам жанрового кино, когда у каждого свой типаж и свой функционал, но игра основных героев настолько убедительна, что сомневаться в ней сложно, даже если включен режим быка или скептика. Даже такой вечный камень преткновения, как дети в кино, частенько вызывающие раздражение, здесь исполнен на очень хорошо. Герои к финалу хоть и остаются в большинстве случаев самими собой, совсем не ощущаются плоскими. И сугубо положительный герой в исполнении Сергея Пускепалиса в определенный момент выпускает своих чертей наружу, и явный антигерой обладает долей обаяния и чётко даёт понять, почему он ведёт себя именно так, а не иначе. Да и каждый из семерки, пытающихся выбраться из тоннеля героев, ведёт себя адекватно и оказывается не лишним. Ну может быть маленькая собачка, которую в семерку автор этих строк не включил, чересчур работает на сентиментальность, но и ей достаётся важный сюжетный момент.
Я тут совсем упустил из виду то, что происходит в фильме не в метро, а на поверхности. Здесь, может быть, побольше сценарных условностей, которые при желании можно превратить в минусы, но и плюсов достаточно. Наиболее значимым из них, мне кажется, выступает общественная составляющая происходящего. Равнодушие и озлобленность простых людей мегаполиса, стоящего в большущей пробке. Стремление отдельных представителей правопорядка работать по писаным правилам, перечеркивающим простое человеческое взаимопонимание и сочувствие. Это, не побоюсь этих слов, социальный посыл о том, как мелки наши проблемы по сравнению с настоящими бедами и катастрофами. Но это уже отдаёт философией. Если же говорить непосредственно о кино, то выскажу нечасто используемую просьбу. Сходите на фильм «Метро” в кинотеатр, пока есть возможность. Он того стоит, да и поддержать качественного отечественного производителя не помешает.