Конец междуреченской банды
Недавно в суд ушло дело междуреченской организованной преступной группировки, на счету которой совершение только доказанных 19 преступлений. В том числе убийство, похищение людей, крышевание проституток, вымогательство.
Некую пикантность многолетней деятельности бандитов придает тот факт, что «трудились» они рука об руку с… сотрудниками милиции. По уголовному делу среди активных его участников проходит руководитель одного из основных структурных подразделений территориального органа внутренних дел и его подчиненный. Именно благодаря такому сотрудничеству злоумышленникам удавалось совершать порой совершенно неожиданные преступления. Поскольку до вынесения судебного решения и вступления его в законную силу редакция не вправе называть конкретных подсудимых, имена участников банды будут изменены.
Начали с краденого топлива
Поскольку история ОПГ в Междуреченске растянулась почти на десятилетие, то за это время здесь успели смениться как минимум три главаря. «Подобные ОПГ существовали и в других городах как Кузбасса, так и России в целом, – считает следователь по особо важным делам Следственного управления Следственного комитета России по Кемеровской области Дмитрий Орлов, который расследовал преступления «междуреченских». – Но большинство из них остались, как это принято сейчас говорить, в лихих 90-х. Здесь же, в Междуреченске, преступники чувствовали себя вполне комфортно и активно совершали преступления и в ближайшем прошлом».
Итак, следствие считает, что организатором сначала банды, а потом и ОПГ стал местный житель Александр Иванов, которому первоначально удалось сплотить вокруг себя так называемый криминальный элемент. В том числе за счет организации скупки краденого дизельного топлива в поселке Распадском, что неподалеку от одноименного угольного предприятия.
«В один из заброшенных домиков свозили солярку, которую собирали у водителей крупной техники, – рассказывает Дмитрий Орлов. – Приемщик топлива ждал, пока скопится достаточное количество, чтобы потом залить его в автоцистерну и отправить по одному из адресов, где организована продажа солярки».
Одновременно с «топливной» деятельностью члены банды постепенно «подобрали» под себя наркоточки. Говоря иначе, стали частично крышевать бизнес наркодельцов в городе. Для силового обеспечения криминальной деятельности активно велось вооружение банды, в которую к тому времени входило уже до 25 человек. Среди оружия использовалось в том числе и такое, что принято называть травматическим. Например, пистолеты «Оса» и «Лидер ТТ». Последний был внешне похож на табельное оружие сотрудников правоохранительных органов – пистолеты «ТТ». Кроме того, бандиты не брезговали и газовыми пистолетами.
Голову не нашли…
Вскоре Иванов попадает под суд за вымогательство. Он получает реальный срок лишения свободы и отправляется на несколько лет в колонию. Его место «у руля» занимает бывший «боевой товарищ», недавно вышедший на свободу Алексей Смольников. Именно при новом главаре банда стала приобретать черты организованного преступного сообщества, главная среди которых – объединение нескольких направлений преступной деятельности в рамках одного «объединения по интересам».
Вскоре после прихода к власти Смольникова среди ивановцев появляется еще один авторитетный бандит – Сергей Кононов-Гальский. Тоже из «сидельцев»: на его криминальном счету к тому времени было два убийства. Помимо прочего Кононов-Гальский оказался большим ценителем продажной любви. Кстати, именно из-за нее он вскоре практически полностью потерял зрение на один глаз.
Как-то члены банды решили отдохнуть, пригласив к себе местных проституток. Однако позднее оплачивать услуги девушек бандиты не захотели, Кононов-Гальский даже отправился в притон, чтобы разобраться с сутенерами. Однако там ждал его неожиданный отпор: один из сутенеров выстрелил в глаз незваному гостю из пневматического оружия.
Кононов-Гальский со товарищи вынужден был ретироваться, но позже обещал вернуться. Что и было сделано, когда члены ивановской группировки подмяли под себя бизнес сексуальных услуг – всего под их благосклонным вниманием находилось как минимум два притона.
Кстати, именно на ниве продажной любви «ивановские» сошлись с милиционерами. Как выяснилось, местные правоохранители тоже были не чужды плотских утех.
Первое доказанное следователем убийство преступники под личным руководством Смольникова и при его непосредственном участии совершают в 2006 году, когда в одном из залов игровых автоматов главарь ивановцев встречает бывшего сожителя своей покойной матери, которого считает виновным в ее смерти. Мужчину избивают на месте, потом бросают в багажник автомобиля, вывозят на технологическую дорогу шахты имени Ленина, где после недолгой экзекуции убивают. После этого злодеи отрезают своей жертве голову, которую так и не удалось найти.
Примерно через год правоохранители находят еще одно тело человека, убитого аналогичным способом. Причем у жертвы были отрезаны кисти рук – видимо, для того, чтобы сделать опознание невозможным. Однако доказать, что это сделали ивановцы, не удалось.
Передел власти
В 2006 году происходит еще одна смена лидера ОПГ: на свободу выходит некто Семен Солдатов. Первоначально ему достается заправочный бизнес преступного сообщества. Однако между Смольниковым и Солдатовым постепенно нарастает негласное напряжение, которое выливается в убийство прежнего лидера ивановцев.
Через 2 месяца после освобождения Солдатова на Смольникова производится нападение: неизвестный расстреливает лидера ОПГ в упор в тот момент, когда он выходит из подъезда собственного дома. Причем происходит это на глазах личной охраны главаря, которая ждет его в служебном автомобиле. Сами охранники отделались ранениями, а Смольников погиб на месте.
К власти приходит Солдатов. Скорее всего, смерть прежнего лидера была выгодна именно ему. Однако прямых доказательств, что именно он заказал убийство, следствию найти так и не удалось.
Кстати, в пользу этой версии говорит и тот факт, что аналогичная судьба ждала и Иванова, который вскоре после освобождения тоже был убит.
К «заслугам» ивановцев можно отнести тот факт, что им удавалось при помощи сотрудников милиции совершать преступления, жертвы которых таковыми себя… не считали. Среди примеров стоит вспомнить историю «мирного изъятия» трехкомнатной квартиры в Междуреченске.
Этим достаточно дорогим объектом недвижимости владели в том числе два брата. Если охарактеризовать их коротко, братья любили выпить. Чем и воспользовались ивановцы.
Криминальный спектакль
Ситуация для пьющих братьев, которые стали невольными участниками заранее срежиссированного спектакля, выглядела следующим образом. Их знакомый привел как-то в гости еще одного человека – участника ОПГ. Тот оказался просто душкой, а после очередных возлияний предложил пригласить очаровательную девушку, которая может оказать собравшимся интимные услуги. Сказано – сделано.
Всю ночь братья душой и телом отдыхали с неожиданной и сговорчивой гостьей (которая, кстати, была проституткой одного из притонов, «подведомственных» ивановцам), а наутро она якобы отправилась в местную милицию и сообщила, что ее… изнасиловали.
Сотрудники правоохранительного ведомства приехали в квартиру утром, одного брата, который был потрезвее, вызвали на разговор, а второго отправили в вытрезвитель. Во время разговора дружественный ивановцам милиционер сообщил о заявлении и предложил «насильникам» урегулировать вопросы с девушкой до возбуждения уголовного дела. В противном случае, как говорится, суд, тюрьма, Сибирь.
Когда милиционер уехал, его место занял некий криминальный авторитет, сестрой которого якобы оказалась «изнасилованная» девушка. Тот рвал и метал за поруганную честь своей сестры. Единственное, что поняли братья, так это то, что им осталось жить совсем недолго, а последние часы на этом свете будут для них достаточно мучительными. Но, на счастье запуганных обладателей недвижимости, в квартире появился еще один герой этого трагифарса – некий «положенец» (криминальный авторитет, которому поручено следить за порядком в городе).
Эту роль исполнил лично новый лидер ивановцев Солдатов. «Разобравшись» в ситуации, он сказал, что беспредела не допустит и готов помочь в урегулировании конфликта. «Авторитет» предложил родственнику жертвы сексуальных утех компенсацию в размере 2 миллиона рублей. Мужчина для виду помялся, но все-таки сказал, что прощает братьев и, забрав тут же предложенный ему чемоданчик с деньгами, ушел, не пересчитывая их.
Кстати, пересчитывать деньги изначально не входило в планы «актеров», чтобы братья не заметили, что в чемодане была классическая «кукла»: денежные купюры сверху, а под ними резаная бумага.
После этого «положенец» сообщил сластолюбцам, что он не имеет никакого отношения к меценатству и благотворительности, поэтому потраченные на урегулирование конфликта деньги братья должны ему оперативно вернуть. После чего удалился.
Живые и почти счастливые братья тут же кинулись за советом к тому самому знакомому, который накануне пригласил девушку: где нам взять 2 миллиона? Единственный выход из этой ситуации – быстрая продажа квартиры. Оказалось, что у нового друга есть знакомый риелтор. Он оценил квартиру в 1,8 миллиона рублей. И вот тут знакомый (который, разумеется, тоже был членом ОПГ) предложил свою помощь: «Мол, мужики, все понимаю, в конце концов я пригласил эту девушку. Давайте я тоже «вкуплюсь» в вашу проблему – с меня 200 тысяч».
Пораженные таким благородством, братья взяли недостающие деньги, отдали их «положенцу» и были совершенно счастливы, что легко отделались. И уж потерпевшими себя точно не считали.
«Сколько таких преступлений ивановцами было совершено – сказать точно нельзя, – говорит следователь Дмитрий Орлов. – Но то, что оно не единственное – наверняка. Вся сложность в том, что жертвы таких «спектаклей» не обращались в правоохранительные органы, поскольку не считали себя потерпевшими».
…Тома уголовного дела с трудом размещаются в небольшом кабинете сотрудника следственного комитета. И это неудивительно, ведь многоэпизодное дело (в том числе 2 убийства, 4 похищения человека, 3 вымогательства и пр.) расследовалось несколько лет. Теперь предстоит, как следует из практики подобных дел, достаточно долгое рассмотрение в суде. Тем более что практически никто из участников ОПГ не признал своей вины.