29 сентября 1988 года кузбасский ходок Вячеслав Иваненко прошёл «золотые» 50 километров олимпийской дистанции. На играх четырехлетия в Сеуле Вячеслав Иванович занял первое место, оставив позади трёх основных конкурентов – немцев. С того момента кузбасские представители спортивной борьбы больше не брали олимпийского золота. В этом году триумфу сибирского ходока Иваненко исполнилось 25 лет.
— С того успеха на дистанции в Южной Корее минуло четверть века. Вы можете вспомнить какие-то детали той пятидесятикилометровки?
— Такое невозможно забыть. Старт у нас был в 7 часов утра. Я отбирался 29 мая 1988 года на олимпийские игры и 29 сентября (уже во время моего выступления в Сеуле) погодные условия были такими же. В тени было 29 градусов жары. Невыносимая духота. Триумф сразу неощутим был. Я шёл тогда на автопилоте. Потом уже всё осознаешь…после финиша, после награды. Помню, в лидеры на дистанции сразу вышли два мексиканца. Они решили, что с первых километров дойдут до финиша первыми. Но, в конечном итоге, сильнейшей стала группа немцев и СССР. И мы шли первые километры и переговаривались, что бесполезно мексиканцам уходить вперед, они же все равно к нам придут. Как у нас говориться, «встанут». Так и вышло: после 33-го километра мексиканцы встали. А в лидеры вышли три немца, я и Александр Поташёв.
— А после олимпиады вашим основным соперникам удавалось вас обойти?
— Они обходили меня на чемпионате Европы, на Кубке мира, на чемпионате мира. И были у нас международные соревнования. Да, я им проигрывал, но уступал не физически, а психологически. Они были и более именитыми, более сильными скороходами в то время. И я знал, как с ними бороться, но просто методика тренировок была совершенно другая. А перед Олимпиадой мы всю эту методику поменяли.
— Сколько времени вам понадобилось для подготовки к Олимпиаде — 88?
— Год готовились. В среднем приходилось тренироваться где-то 40-50 километров в день. В зависимости от дня недели тренировок. Самая длинная тренировка у нас была 70 километров. В месяц получалось около семисот – восьмисот, а иногда и тысячи километров.
— Вспомните, как вас встретили после олимпийской победы в родном Кузбассе?
— В аэропорту, с телевидением, было много друзей, руководство приехало.
— А что кроме золотой медали осталось на память после южнокорейского триумфа?
— Сохранил кроссовки, носки, трусы, майку, кепку – это самое основное. Также сохранилась та лента, которую мне вручали на олимпийских играх 1988 года. И тогда же нам вручили значки заслуженных мастеров спорта и удостоверения. Всё это я, конечно, бережно храню.
— Примеряли ли еще после той олимпийской победы счастливую форму?
— Нет, больше на надевал. Не люблю я это самолюбование. Пусть лежит просто на память.
— Как вы пришли в спорт? И сразу ли выбрали для себя ходьбу?
— Знаете, добиваться успехов мне, наверное, было суждено. Я родился на Металлплощадке, роддом был у нас в Елыкаево. Автобусы не ходили, машины не ездили, маму на лошадях повезли в родильный дом. А из него маму уже со мной на руках везли на «Победе». А на машине был красный ярлычок с надписью «Слава». От того и имя, я думаю, что оттого и успех по жизни. А в спортивную ходьбу я пришёл довольно поздно – в 22 года после армии. Захотел попробовать себя только в этой дисциплине. А в 27 лет уже стал олимпийским чемпионом. То есть пяти лет хватило для моего главного спортивного достижения.
— Вспомните своего первого тренера…
— Я считаю, что первый тренер у любого спортсмена – это учитель физкультуры. У меня это Нина Михайловна Ярощук, которая правильно детей ставит на истинный путь, готовит для дальнейших соревнований, побед. Она до сих пор всегда рядом со мной, поддерживает меня. А тренер, который меня подготовил к Олимпиаде – это Юрий Васильевич Подоплелов, который воспитал более 20 мастеров спорта, 6 мастеров спорта международного класса и олимпийского чемпиона. Это первый и последний у меня учитель был. Некоторые спортсмены уходят от тренеров, потом опять возвращаются, или какие-то взаимоотношения плохие. Я считаю, что тренер должен быть один на всю жизнь.
— Спортивная ходьба всегда считалась нашим видом спорта. Редкие Олимпийские игры или чемпионаты мира обходились без того, чтобы советские, а ныне российские ходоки оставались без медалей. Вы следите за этим видом спорта сейчас?
— А как же! Мы с сыном ездили в этом году на чемпионат мира по лёгкой атлетике в Москву. С удовольствием посмотрел всю ходьбу: и женскую и мужскую. Это, конечно, великий труд, столько вкладывают спортсмены своего здоровья и психологии. Практически круглый год подготовки без родных и близких. Вся жизнь на выносливость, на психологии, на физических нагрузках.
— Насколько я знаю, ваш сын в буквальном смысле пошёл по вашим стопам и тоже занимается в легкоатлетическом манеже?
— Да, он пошёл в секцию спортивной ходьбы. Выбор свой сделал быстро. Я его поводил по разным спортивным кружкам – волейбол, футбол, хоккей, борьба, бокс… Но он пришёл сюда (в легкоатлетический манеж — Прим. автора) и остался.
Иван Иваненко
В октябре 2013-го будет ровно год, как он занимается. Но еще рано о нём судить. 10 лет – это только начало. Однако по своему возрасту он все нормативы перевыполнил в этом году. Я судить, как отец, не могу объективно, могу сказать лишь, что требования у него выше, чем у других учеников. Нагрузок у него намного больше. Казалось бы, если папа великий, то должен холить, лелеять своего ребёнка, но у меня это не так.
— В 2008 – 2009 годах по вашей инициативе и при поддержке местных властей в Кузбассе проводился кубок по спортивной ходьбе имени Вячеслава Иваненко. Почему эта традиция прервалась?
— Она не прервалась. Тогда всё было сжато, в том числе, в плане финансирования. Вопросов было очень много. Планируем теперь проводить всё больше стартов. Со следующего года мы внесем подобные соревнования в календарь областной, потом выйдем на округ, а затем уже на всю Россию.
— В спорте вам не раз приходилось ставить рекорды. А что вы назовёте главной победой в жизни?
— Главная победа в жизни – победа над самим собой. Чтобы преодолеть все препятствия, которые стояли перед теми олимпийскими играми, настроиться психологически. В спорте нет такого: «не могу», в спорте есть слово «надо».