Уникальная собака-поисковик из Алтая найдёт кузбасского йети по запаху… его экскрементов
Собаку-поисковика можно натренировать на поиск экскрементов практически любого животного или человека, при условии наличия образца. Снежный человек – не исключение.
В рамках программы мониторинга снежного барса в Российской Федерации сотрудники Алтайского заповедника при поддержке Алтае-Саянского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) совершили очередную экспедицию по потенциальным местам обитания ирбиса в северо-восточной части Южно-Чуйского хребта и южной части хребта Чихачева в Республике Алтай. Участником поиска следов жизнедеятельности снежного барса впервые стала уникальная собака-поисковик, которую обучили поиску исключительно экскрементов нужного животного.
Как сообщает пресс-служба Алтае-Саянского отделения WWF, молодой кобель немецкой овчарки по кличке Эрик — первая в Сибири ищейка, подготовленная по инициативе WWF специально для научной работы. Его готовил эксперт-кинолог международного класса из Барнаула Екатерина Григорьева.
Работа с собакой строится следующим образом: учёные собирают образцы экскрементов ирбиса во время каждого полевого исследования, чтобы затем проанализировать выделяемую из образцов ДНК. Подобное исследование позволяет уточнить количество, пол и даже возраст особей исследуемой популяции. Использование собаки повышает эффективность сбора подобных проб до 90%.
«На начальном этапе работы Эрику доставляли образцы экскрементов ирбиса из новосибирского зоопарка, но их состав, конечно, отличается от состава экскрементов ирбиса, живущего на воле, потому что пища разная, — рассказывает пресс-секретарь Алтае-Саянского отделения WWF России Татьяна Иваницкая. – Затем уже образцы приносили из леса. Проблема заключается в том, что учёные сами должны точно знать, что эти образцы принадлежат именно снежному барсу, а не другому животному. И именно на этот запах и будут «натаскивать» собаку».
Другими словами, собаку-поисковика периодически заставляют нюхать фекалии одного и того же вида животного, в данном случае ирбиса, чтобы она запомнила этот запах и обнаружила его в условиях дикой природы.
«Экзамен на профпригодность собака выдержала, — считает руководитель экспедиции, нынешний хозяин Эрика, государственный инспектор Алтайского заповедника Сергей Спицын. — Пёс работал хорошо: уверенно нашёл две пробы экскрементов, принадлежащих ирбису, но, к сожалению, в дальнейшем следы жизнедеятельности почти не попадались».
По словам Татьяны Иваницкой, собаку-поисковика можно натренировать на поиск экскрементов практически любого животного или человека, при условии наличия образца. Снежный человек – не исключение. Иваницкая заверила «МК в Кузбассе», что WWF не против предоставить йетиловам собаку-поисковика и принять участие в экспедиции по поиску кузбасского йети. Естественно, при условии, что перед этим псу предоставят образцы фекалий снежного человека.
К слову, как сообщает пресс-служба Алтае-Саянского отделения WWF России, методика использования собак-ищеек применяется для мониторинга животных специалистами — природоохранниками во всем мире. Уникальное собачье чутье и навык ищейки позволяет собаке обнаружить следы жизнедеятельности животных в десять раз эффективнее, чем человеку с самым острым зрением. Кроме того, по запаху собака способна отличить экскременты ирбиса от помёта других зверей. Это позволяет уже на первоначальном этапе «отсеять» лишние пробы, собранные исследователями, так как зачастую более 50% «экскрементов ирбиса», собранных во время экспедиций, по результатам лабораторных ДНК анализов оказываются экскрементами лисицы или рыси. Даже опытный зоолог по виду не всегда может отличить принадлежность экскрементов к определённому виду.