Как я стала криминалистом
В детстве я мечтала быть экспертом-криминалистом. Представляла, как буду выезжать на места преступлений и с лёгкостью находить улики. Но все сложилось по-другому. Я стала журналистом, а о мечте поработать экспертом-криминалистом забыла. До недавнего времени.
Когда появилась возможность принять участие в общероссийской акции МВД «Студенческий десант», радости не было предела. Что и говорить о моей реакции, когда предложили на день стать криминалистом.
В детстве я мечтала быть экспертом-криминалистом. Представляла, как буду выезжать на места преступлений и с легкостью находить улики. Но все сложилось по-другому. Я стала журналистом, а о мечте поработать экспертом-криминалистом забыла. До недавнего времени.
Когда появилась возможность принять участие в общероссийской акции МВД «Студенческий десант», радости не было предела. Что и говорить о моей реакции, когда предложили на день стать криминалистом.
Наркотики
В первом отделе, где я сильно удивилась, проводили исследование наркотиков. Я всегда думала, что это настолько сложно, что используются только химические реагенты. Как оказалось, я сильно заблуждалась. Основную работу выполняют специальные приборы. Криминалисту нужно следить за показателями и, собственно, подготавливать пробы к проверке.
Мне доверили провести один из последних этапов. Нужно было вещество в концентрированном виде поместить в аппарат с центрифугой. Мне долго рассказывали, как этот аппарат называется и как он работает, но запомнила я одно: после запуска программы благодаря этому прибору можно выяснить, из чего состоит вещество и является ли оно, собственно, наркотиком.
Через несколько минут после начала операции прибор показал первые результаты. Выяснилось, что курс химии я почти не помню. Поэтому опытный сотрудник объяснила мне, что уже по первым результатам можно сказать, что материал исследования – амфетамин.
Взрывчатые вещества
В следующем отделе исследовались металлы, взрывчатые вещества и продукты горения. Мое внимание привлекли огромные очки, как у безумных докторов в фильмах, и секундомер. Оказалось, что секундомер сейчас не используется, т. к. на его место пришла компьютерная программа, которая сама все считает. А вот очками пользуются. Когда хотят выяснить, из чего состоит тот или иной остаток от взрыва (например, исследование гильзы), этот предмет помещают в специальную камеру. Тогда-то и нужны очки. Дело в том, что в процессе исследования выделяются ультрафиолетовые лучи, которые очень вредны для глаз, а эти «очки безумного доктора» защищают от вредного воздействия.
В этом же отделе я проверила свою сережку на соответствие пробы. Сказать, что я была удивлена результатам – ничего не сказать. А все потому, что я, как, думаю, и многие, была уверена, что золотые изделия процентов на 90 состоят из золота. Вы сейчас будете удивлены, но золота в них чуть больше 50%. Все остальное – медь и серебро. Но это, как меня заверили, соответствует качественной 585 пробе.
В этом же отделе на столе лежали гранаты, самодельные взрывные устройства и прочее. Но их мне, естественно, не доверили. И правильно. А то мало ли что?
Отпечатки пальцев
Пожалуй, дольше всего я ждала именно это: процедуру по снятию отпечатков пальцев. Во всех фильмах, где показывают это действие, кажется, что все легко. Очень легко. Но не тут-то было.
Еще до того, как я проверила свои способности на практике, криминалист очень удивленно спросил, умею ли я снимать отпечатки пальцев. Получив отрицательный ответ, он посмеялся как злодей из мультика. Тут я и поняла: что-то не так.
Мне рассказали, что сначала нужно провести валиком по краске, затем нанести ее на палец, а после приложить к бумаге, перекатывая с левой стороны на правую. В теории все понятно. Но уже на втором этапе – нанести краску на палец – нашлись сложности. Было жутко неудобно, и казалось, что сейчас я выверну руку своему «преступнику». Когда же отпечаток был готов, вспомнилась известная пословица «первый блин комом». Только у меня все вышло не то что комом, а каким-то непонятным квадратиком.
Что ж, на работу меня с такими квадратными отпечатками не взяли бы. Зато эти квадратики принесли радость и блеск в глазах не только мне, но и девочке, исполнявшей роль преступника.
Почерк, речь, портреты преступников. В криминалистическом отделе еще много всего интересного. И, возвращаясь домой после однодневной стажировки в МВД, лично я жалела, что выделили так мало времени.
Кроме экспертов-криминалистов, такие же студенты, как и я, разных курсов, вузов и факультетов знакомились с работой участковых полицейских, сотрудников ГАИ, ОМОНа, раскрывали преступление вместе с работниками Следственного комитета, трудились с инспекторами по делам несовершеннолетних. И все получили заряд положительных эмоций.
Акция «Студенческий десант» проводится в Кузбассе, и в России в целом, впервые. Но хочется, чтобы она стала регулярной. Ведь есть еще столько мест и столько подразделений МВД, о работе которых хотелось бы узнать получше.