Засада с ОСАГО
Некоторые страховщики Кемеровской области отказываются заключать договоры ОСАГО с автомобилистами. Сами компании объясняют отказ тем, что нет бланков, или утверждают, что надо приобрести дополнительный страховой продукт.
Корреспондент Сибдепо попытался выяснить, как быть автомобилистам, которые переплачивают за ОСАГО или вовсе не могут получить его.
Кому пожаловаться
Водитель из Яшкино Александр Алексеев уже третью неделю не может получить полис «автогражданки». Машина стоит в гараже, ездить на работу и по делам приходится на автобусе. Расстроилась и его жена – из-за невозможности выехать пропали билеты на концерт в областном центре. «У нас в посёлке не так много страховых занимаются ОСАГО, во всяком случае, я сходил в три мне известных, — рассказывает водитель. — В двух сказали, нет бланков полисов, а в третьей, офисе крупнейшего российского страховщика, стоимость ОСАГО выше на 1 700 рублей – за счёт дополнительного вида страхования. Мы экономим, поэтому записались в очередь на ожидание бланков».
Автолюбитель из Кемерова Денис Романов заветный документ получил, правда, на это он потратил весь день: «Накануне обошёл много компаний, одни отвечали – бланков пока нет, другие предлагали оформить полис «автогражданки» вместе со страхованием жизни. Когда я нашёл офис, в котором ОСАГО выдавали без навязывания дополнительных услуг, пришлось отстоять очередь в несколько десятков человек».
С такими проблемами столкнулись многие кузбассовцы. Однако корреспонденту Сибдепо в Российском союзе автостраховщиков (РСА) пояснили, что ни о каком дефиците бланков страховые компании из Кемеровской области не заявляли. Выдача производится каждый квартал согласно заявкам страховщиков.
«С точки зрения антимонопольного законодательства навязывание дополнительных услуг при продаже полисов ОСАГО незаконно, — поясняет Сибдепо руководитель областного УФАС Наталья Кухарская. — Однако законодательно запрет распространяется только на «монополистов» на рынке. Все остальные компании с меньшим объёмом оказанных услуг на страховом рынке под запрет не попадают. Но здесь в силу вступает Закон о защите прав потребителей, соблюдение которого контролирует Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (Роспотребнадзор — Прим.ред.)».
Между тем за 2013 год и I квартал 2014 года в Кемеровское УФАС России поступило более 40 таких обращений. Однако факты, свидетельствующие о нарушении, сотрудникам антимонопольной службы предоставлены не были. «Можем порекомендовать автолюбителям официально регистрировать обращение с просьбой оформить полис в приёмной страховой компании и требовать ответ на него. В случае письменного отказа писать заявление в Кемеровское УФАС России, если речь идёт о монополисте, или обращаться в Роспотребнадзор», — говорит Наталья Кухарская.
Старший прокурор отдела Управления по надзору за соблюдением Федерального законодательства Елена Халикова отмечает, что в качестве документов, имеющих доказательственную силу, также рассматриваются материалы видео-, аудио- и звукозаписи. Поэтому при наличии указанных материалов и письменного отказа автовладельцы вправе обратиться в их управление с соответствующей жалобой и ставить вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности. Кроме прокуратуры, Роспотребнадзора и УФАС можно также направить жалобу в РСА.
«Автогражданка» – 10 лет без урожая
Как пояснил Сибдепо источник в одной из страховых компаний, который пожелал остаться неизвестным, работать с ОСАГО просто невыгодно, поэтому бланки придерживают, чтобы совсем не уйти в минус. «Во многих регионах, и в частности в Сибири, низкий коэффициент, применяемый для расчёта стоимости полиса ОСАГО. К тому же цена на этот вид страхования уже десять лет не менялась», — пояснил специалист.
Естественно, не все страховщики говорят о своих проблемах анонимно. Генеральный директор ООО СК «Сибирский Дом Страхования» Ольга Бутковская считает, что кризис ОСАГО достиг своего пика и работать в таких условиях добросовестные страховщики больше не могут.
— Те компании, которые намерены выполнить свои обязательства перед клиентами, а не просто собрать деньги, снижают долю ОСАГО в портфеле услуг вынужденно, — поясняет Ольга Викторовна. — Этот вид страхования сегодня не только не приносит прибыли, но и загоняет бизнес в нерентабельность. Связано это с тем, что тариф для физических лиц не менялся с 2003 года. За это время у нас повысилась стоимость запасных частей, норма-часа ремонтных работ, к тому же в некоторых территориях, включая нашу, предоставляют клиенту пятипроцентную скидку за каждый последующий год. Вот и получается, что страховщик выплачивает сумму в два с лишним раза больше, чем 10 лет назад, зарабатывая меньше.
Проблема эта правительству небезызвестная, и Закон об ОСАГО дорабатывают, учитывая положение игроков страхового рынка России. Однако сами страховщики называют законопроект горемычным: его рассматривают в Государственной думе с апреля прошлого года, несмотря на то, что ситуация продолжает накаляться. Отсюда и выжидательная позиция компаний: возможно, в июне будет принят закон, по которому стоимость полисов для водителей может вырасти на 25—70%.
— Следует понимать, что страхование – это бизнес, от которого должна идти прибыль на развитие, на заработную плату специалистам и другое, — поясняет Ольга Бутковская. – Пока что приходится убытки от ОСАГО перекрывать другими видами страхования. Но из-за того, что многие федеральные страховщики либо прекращают работать с ОСАГО, либо взаимодействуют только с юридическими лицами, убытки растут. Например, у нашей компании по сравнению с прошлым годом рост обязательного страхования автогражданской ответственности составил 70%! Поэтому речь о том, чтобы обобрать клиента, как принято считать в обществе, не идёт вовсе. Вопрос заключается в выживании страхового бизнеса.
Неподдельный интерес
Из-за того, что законодательство о страховании в целом претерпело в последнее время изменения, количество игроков страхового рынка Кузбасса резко сократилось в позапрошлом году: от 200 до 100 компаний. Бланки страховых компаний с отозванными лицензиями или признанных банкротами и не сданные в установленном порядке в Российский союз автостраховщиков продолжают оформлять. Эти факты известны добросовестным страховщикам, некоторые специалисты даже видели заполненные мошенниками старые бланки, хотя с 1 января 2014 года их не имеют права выдавать. И в случае ДТП никто не покроет расходы — такой полис посчитают поддельным.
«Если в офисе страховой компании вам оформляют полис ОСАГО серии «ВВВ», то это утерянный, испорченный, украденный или тот самый не сданный в РСА бланк, — говорит Ольга Бутковская. – У новых полисов серия начинается с «ССС».
Прежде чем обращаться в страховую компанию за ОСАГО, проверьте, есть ли она в базе РСА. Это легко можно сделать на сайте союза autoins.ru или позвонив по телефону 8-800-200-2275.
Что касается водителя Александра Алексеева, который рассказал о своих мытарствах корреспонденту Сибдепо ещё две недели назад, то ОСАГО он до сих пор не получил. Садиться за руль на свой страх и риск без полиса автолюбитель не готов, поэтому и не едет в областной центр попытать удачу с оформлением документа. К тому же в его страховой компании обещают вот-вот подвезти бланки…