Первое “Горько” разделило почти всех зрителей на два противоположных лагеря: яростных ненавистников и тех, кто щедро сыпал положительными суждениями. Автор этих строк относился и относится к первой категории. Неприятие ко всем, практически без исключения, героям, преследовало и не отпускало до самых финальных титров. Полный боли и ужаса текст можно прочитать здесь. И в каком-то смысле первое “Горько” – гениальное кино. Малому количеству фильмов удаётся вызвать столько эмоций, неважно, какой направленности. Вторая часть, хоть и играет на том же поле, в целом получилась менее экспрессивной. Это позволило оценивать фильм не только чувствами, но и мозгами, даже несмотря на то, что первая половина картины будоражила примерно так же, как и лента годичной давности. Ко второй её половине восприятие стало спокойнее, стали видны прорехи. А может, из-за этих прорех восприятие стало спокойнее, кто его разберёт? Первая часть всё же была мастерски сделана, этого не отнимешь. Вторая же получилась и хуже, и лучше одновременно. Лучше с той позиции, что она уже не вызывает столько ненавистнических чувств, хуже – с режиссёрского и сценарного аспектов.
От второй части довольно густо попахивает коммерцией. Тут и скорость выхода фильма на экраны. А пеки, пока горяченькое и люди помнят вкус! Тут и общее ощущение “сделанности” и некой надуманности картины. Да и давненько не было на экране настолько явного продакт-плэйсмента. Когда десантник стал нахваливать какой-то напиток, наливаемый из банки, удивления от прямоты подаваемой информации было много. Коммерческая жила свой отпечаток наложила. Если идея с двумя свадьбами была интересна, хоть и давала понять представление о характере и интеллекте героев, то идея с мнимыми похоронами казалась хорошей только на стадии анонсов. По ходу просмотра от неё устаешь, и создаётся ощущение, что сами авторы с ней не справились. Хождение с гробом вдоль берега и бесконечные семейные перепалки просто утомляют, может, потому что выглядит это глупо, может, потому что их много. Но мы же в это время ближе знакомимся с героями, воскликнут некоторые. А что с ними знакомиться? С первой части понятно, кто есть кто, а во второй они не предстают в другом свете. Новый персонаж Витька Каравай, хоть и держит за собой пару условных сценарных неожиданностей, воспринимается довольно плоско. К остальным же, повторюсь, к финалу появляется равнодушие, у них страсти кипят, они переживают, а тебе всё равно. Потому что какие бесхарактерные. Кульминационная сцена, когда они дружно встают на сторону то одного соперника, то другого, вызывает лишь презрение и понимание условности и надуманности. Попросил прощения, и гори оно синим пламенем. Только Наташа, на удивление, вызывает сопереживание, да и то местами заставляет крепко усомниться в её позиции. Сцена, когда она во время “отмечания” похорон со слезами на глазах пытается сказать самое важное, идёт в стык с эпизодом, где героиня стоит на сцене и искренне улыбается. То ли промах на монтаже, то ли режиссёрская недальновидность, то ли фиг пойми этих женщин.
“Горько-2” – фильм о семейный ценностях. Говорят многие, и, похоже, пытаются сказать авторы. Но какие там семейные ценности, если перед нами люди, готовые в одну секунду друг друга начать ненавидеть, послать, предать, высказать претензии за испорченную жизнь. И все эти радости и единение в конце ничего, кроме желания авторами спекулировать на штампах и чувствах зрителей, не говорят. Если вы вдруг поверили в то, что герои дальше будут жить долго, счастливо и в мире, вспомните финал первой части и начало второй. Ха, да они же через неделю вернутся к своему естественному состоянию! А что с ними будет через год? Боюсь, это нам покажет “Горько-3”. Пеки, продюсер, пока горяченькое!
В заключение хочется сказать об актёрской игре. Она замечательная. И это
абсолютно серьезно. Настолько замечательна, насколько спекулятивно и картонно
использование песен в фильме.