Герой
Мало можно назвать фильмов, где слово «герой» было бы менее уместным – слишком уж отвратительного персонажа подарил нам актёрский талант Джонни Деппа. Великий актёр (великий, несмотря на свои последние роли), наверняка будет номинирован на «Оскар» в этом году. И чем великолепнее смотрелась игра Джонни, тем омерзительней выглядел Джимми. Уайти Балджер из «Чёрной мессы» гораздо страшнее своего реального прототипа в самом прямом смысле. Странный цвет кожи, жидкие прилизанные волосы, тонкие губы и жёлтый передний зуб достаточно неприятны сами по себе. Но ко всему этому добавляется самая страшная деталь — бесцветные рыбьи глаза. Их часто показывают крупным планом, и каждый раз кажется – сейчас этот человек вытворит что-то ужасное. Даже если дело происходит на семейном ужине или на параде в честь Дня святого Патрика. Голос Уайти – такой же бесцветный, как глаза – не добавляет симпатии к герою.
У киношных гангстеров обычно имеется кто-то дорогой и близкий. Женщина, ребёнок или хотя бы кошка, рядом с которой они становятся похожи на людей. Сюжет «Чёрной мессы» периодически дарит надежду, что и у Балджера есть такая отдушина. Но режиссёр Скотт Купер каждый раз втаптывает эту надежду в грязь. Нет ничего святого для этого жуткого ирландца. Он снабжает террористов оружием, детей – наркотиками и держит в ужасе весь Бостон. Но при этом – никакой роскоши. За весь фильм герой Деппа сменил всего два скромных костюма, он пьёт дешёвое пиво и живёт в какой-то конуре. Единственный принцип, который он считает святым: «В Южном Бостоне не доносят». Но откройте «Википедию» и поймёте, как Уайти обходился даже с этой сомнительной духовной святыней. Рядом с Балджером братья Крей из «Легенды» просто воплощение человечности. У тех, хотя бы были рядом верные и любящие люди. А рядом с Балджером даже ближнее окружение трясётся от ужаса.
Насилие
Убийства в «Чёрной мессе» шокируют не картинкой — видали и не такое. В сценах насилия до глубины души поражают подлость и цинизм. Балджер предлагает человеку мир и дружбу и протягивает руку, а в момент рукопожатия несчастный ловит пулю в затылок. Он дарит надежду на счастье юной девушке и тут же медленно душит её. Люди умирают в тот момент, когда начинают верить, что всё будет хорошо. Или другой приём – дать жертве (а заодно и нам) полностью погрузиться в отчаяние, а потом, после страшной паузы, со вкусом прикончить. И невозможно понять, получает ли Уайти удовольствие от этих смертей? Всё тот же бесстрастный голос и ничего не выражающий взгляд акулы. И самое жуткое – убийства можно ожидать в любой момент. Все два часа, пока идёт «Чёрная месса», вы будете находиться в тревожном ожидании.
Окружение
Люди, с которыми общается Балджер, всеми силами стараются добить нашу веру в справедливость. Родного брата хватает только на то, чтобы держаться подальше от такого родственничка; агенты ФБР, все как один больны бледной немочью и придерживаются двойной морали; женщина Уайти безжалостна к собственному ребёнку. Чего уж говорить о друзьях-бандитах – весь фильм построен на их признательных показаниях (в Южном Бостоне не доносят). В такой ситуации начинаешь симпатизировать бульдогу-прокурору. Просто потому, что он намерен и способен положить конец тому, что вытворяет Балджер. А также потому, что в его присутствии оборотень из ФБР начинает невразумительно блеять и теряться.
Мораль
Скотт Купер сумел обойти грабли, на которые наступают создатели бандитский фильмов во всём мире – он не создал очередного очаровательного гангстера вроде Реджи Крея от Тома Харди или многочисленных персонажей Роберта Де Ниро. А может быть, вы помните, как 12 лет назад пацаны хотели быть похожими на Сашу Белого или ставили в качестве рингтона саундтрек к «Бумеру»? Так вот, Балджер Джонни Деппа – это реальное лицо всех разбойников, благородных и не очень. На него совершенно точно никто не захочет быть похожим. И уже поэтому «Чёрную мессу» можно назвать удачным фильмом. Но ведь есть ещё и прекрасная актёрская игра, непредсказуемый сюжет и звёзды первой величины в главных ролях. А если бы Купер не пытался угнаться за Скорсезе (некоторые сцены прямо-таки копируют «Отступников»), то мы получили бы готового номинанта на «Оскар».
Оптимизма «Чёрная месса» зрителю, конечно, не прибавит – слишком уж настойчиво лезут в голову мысли о том, как мало справедливости в нашем проклятом мире. Два года назад Lenta.ru рассказывала, как завершилась история реального Уайти Балджера и как он провёл последние 16 лет перед арестом. Это что — справедливость? Ведь нетрудно представить на месте Бостона свой родной город, на месте Уайти — вора в законе, а вместо агентов ФБР — русских офицеров. Тогда становится совсем уж неуютно. Но зато после этого фильма очень хочется думать. И ещё хочется, чтобы мир вокруг нас не был похож на Южный Бостон. И даже появляется желание что-нибудь для этого сделать.