×

«Боги Египта»: жвачка за 140 миллионов

Голливудские режиссёры уже не раз пытались оживить древние мифы на большом экране. Но при этом Египет, как правило, рассматривался с точки зрения опасных пирамид, злобных мумий и храбрых археологов. Режиссёр Алекс Пройас решил развернуть перед зрителем древние папирусы, повествующие о житии и деяниях богов древнеегипетского пантеона. Идея отличная, но реализация, как это часто бывает, подкачала. Очень подкачала.

Несмотря на шикарный трейлер, «Боги Египта» ожидались с некоторой опаской — предыдущие попытки голливудских режиссёров освоить тему древней мифологии были, мягко говоря, неудачными, за исключением «Трои», снятой строго по «Илиаде». С другой стороны, в зрительских сердцах теплилась надежда, что ошибки предшественников будут учтены, и фильм о борьбе Гора и Сета будет смотреться достойнее, чем позорнейшая «Битва титанов» или чуть менее позорнейший «Гнев титанов». Но не сложилось – режиссёр Алекс Пройас наступил на все грабли, по которым совсем недавно прошлись его предшественники. Имея в своём распоряжении богатейшие материалы, столетиями собиравшиеся египтологами, он потратил 140-миллионный бюджет на создание увеселительного аттракциона. И с видом Санта-Клауса преподнёс зрителю обычную американскую жвачку в яркой обёртке.

Сюжет

Египта"

Недостаток фильма не в том, что Алекс Пройас серьёзно исказил миф о борьбе Гора и Сета – как раз в этом ничего плохого нет. Взял один миф за основу и создал другой – обычное дело для режиссёра. Беда в том, что творение Пройаса получилось донельзя убогим. И вот здесь уже становится обидно за богатую и красочную мифологию древнего Египта.

«Боги Египта» поражают простотой и незатейливостью сюжета. Такое ощущение, что Алекс Пройас сначала наснимал кучу боевых сцен, а уже потом стал думать, как связать их воедино. В итоге сюжетная линия получилась примитивной, как набедренная повязка. Действо больше всего напоминает видеоигру. Сначала красочная заставка, вводящая в курс дела, а дальше всё просто: прёшь по бездорожью и укладываешь врагов штабелями. Миссия в пустыне, миссия в болоте, миссия в пирамиде; ловушки, минибоссы и финальный махач с главным злодеем. Впрочем, гранды игровой индустрии давно научились создавать игры с сюжетом на порядок увлекательнее, чем сценарий «Богов Египта».

Египта"

Есть ещё в фильме любовная линия, даже не одна, а сразу две – божественная и человеческая. Но и они под стать всему остальному – пресные и скучные до невозможности. Всё, что есть хорошего в амурных делах героев – это роскошное декольте Кортни Итон. А с юмором вообще беда: сценаристы наделили персонажей донельзя убогим чувством юмора. Выручает только Сет, да и то изредка. Так что зрителю остаётся только искать утешения в спецэффектах и боевых сценах.

Спецэффекты и поединки

Египта"

Это главная составляющая фильма, его альфа и омега. В самом начале зрителя восхищает великолепие прекрасно нарисованной столицы Египта. И здесь же мы сталкиваемся с самой удачной режиссёрской находкой: все боги обладают ростом не меньше 2,5 метров. Люди рядом с ними выглядят, как дети, и этот эффект радует на протяжении всего фильма. Ещё у богов золото вместо крови, что тоже добавляет красок. Из других достижений мастеров компьютерной графики можно отметить ладью верховного бога Ра и охотниц Сета верхом на исполинских кобрах. Всё остальное мы уже видели и много раз. Но этого «остального» в фильме столько, что уже через полчаса начинают всерьёз болеть глаза. Поединки же между богами (читай – главные сцены картины) смотреть просто невозможно, потому как ничего непонятно. Кто кого ударил, кто в кого перевоплотился, кто взмыл в небеса, а кто рухнул на землю, разобрать невозможно. Это даже хуже, чем драки мясорубок с посудомоечными машинами из «Трансформеров». В итоге ты просто пережидаешь буйство красок, а потом видишь, кто остался в живых. Со спецэффектами тоже можно переборщить – доказано Алексом Пройасом и «Богами Египта».

Персонажи

Египта"

Тёмный повелитель Сет – одно из немногих светлых (простите за каламбур) пятен в «Богах Египта». Джерард Батлер изрядно подкачался к съёмкам, он ярок, харизматичен и вообще хорош. Вот только раскрыться его персонажу не дали – для главного злодея Сет появляется в фильме довольно редко. Появится, прикончит кого-нибудь или что-нибудь разрушит – и снова исчезнет. Зачем, почему – непонятно. И только в самом конце мы узнаём, что виной всему — моральная травма, полученная в детстве. Режиссёр даже не дал Батлеру поиграть мышцами в боевых сценах. Когда доходит до драки, Джареда чаще всего подменяет божественная ипостась Сета, которая, почему-то имеет голову шакала, а не каноничного трубкозуба.

Кроме Сета, уважение и симпатию вызывает только повелитель загробного мира Анубис. Но ему достались сущие крохи экранного времени. Все остальные персонажи «Богов Египта», включая светлого бога Гора и вора с типичным египтянским именем Бек, не запоминаются ничем. Богиню любви пытались сделать чувственными, бога мудрости – комичным, богиню справедливости- трагичной. Но в итоге все они получились тусклыми и неинтересными. Но главное – все египтяне, от смертных до богов, получились у Пройаса настоящими американцами, с присущими ценностями, взглядами на мир и юмором.

Египта"

Фильмы с простым и незатейливым сюжетом, как правило, довольно легко смотреть. Но не в нашем случае. «Боги Египта» как будто длятся не два часа, а те самые 80 лет, что бились между собой мифические Гор и Сет. Когда герои ведут мудрые диалоги, хочется только одного – чтобы они побыстрее заткнулись и кого-нибудь убили. Моменты, которые, по задумке режиссёра, должны нас растрогать до слёз, вызывают лишь желание пойти покурить. Или просто пойти. Даже прямом, как копьё, повествовании, обнаруживаются зияющие дыры, которые никто и не пытается заткнуть. Если спросить у авторов, какую идею они хотели донести до зрителя, то спрашивающий будет иметь неплохие шансы нарваться на грубость. Ни к чему доброму и вечному фильм не призывает – пресветлый Гор на протяжении всей картины топчет общечеловеческие ценности вроде милосердия и верности слову. По окончании просмотра напрашивается только один вывод: мы зря потратили 2 часа и семь минут, а отличная идея для фильма загублена. Остаётся только надеяться что, картина не «отобьёт» потраченные на неё 140 миллионов долларов. В противном случае мы можем нарваться на вторую часть.

Текст: Аркадий Кимеев.
Видео: Youtube.com/Официальные трейлеры
Фото: Kinopoisk.ru
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp