×

«А зори здесь тихие…»: опасения, которые не оправдались

Сколько бы не твердил режиссёр Ренат Давлетьяров, что его «Зори» – не ремейк советского фильма 1972 года, а самостоятельная экранизация, давайте признаем: от сравнений с картиной Ростоцкого никуда не уйти. Аркадий Кимеев побывал на премьере и готов утверждать: новый фильм ничуть не хуже оригинала.

зори.jpg

«А зори здесь тихие…» задолго до премьеры критиковали все, кому не лень. Дескать, «сами ничего нового придумать не могут, сейчас и чужую работу испоганят». Признаюсь, я вообще не хотел этот фильм смотреть и заранее обиделся на режиссёра. У меня был целый ряд опасений, которые со временем переросли в уверенность. Просто перечислю и расскажу, почему они не оправдались.

Главный герой


зори.jpg

Старшина Федот Васков в новых «Зорях» вообще не похож на своего предшественника из 1972 года. Хотя и фразы произносит те же самые и «окает» почти так же. Но герой Андрея Мартынова – это просто хороший, добродушный мужик, типичный «тыловик». А Васков в исполнении Петра Фёдорова – это настоящий воин, бывший разведчик, оставшийся в тылу только из-за ранения. Поэтому лично мне ближе именно Федот-2015. С таким можно вести лесную войну против превосходящего численностью противника. Но комичность ситуации, когда бывалый солдат командует девчонками, никуда не делась: он старается скрыть смущение после того, как вломился в казарму, и вообще чувствует себя неловко. Новый Васков тяжело переживает все, что происходит со страной, с ним и с его подчиненными. А два его финальных монолога – это вообще высший класс.

Женские роли


зори.jpg

Думаю, не только меня смущал тот факт, что в военной драме, где от женских ролей зависело буквально всё, ключевые роли сыграли «сериальные» красавицы либо вообще никому не известные актрисы. Это пугало и смотреть фильм откровенно не хотелось. Ну так вот, опасения ни оправдались – все пять девушек сыграли прекрасно. Простушка Лиза, красавица Женька, трусиха Галя и отличница Соня вообще ничем не уступают своим предшественницам из 1972 года, а порой и превосходят. А Рита в исполнении Анастасии Микульчиной, на мой взгляд, вообще лучшая роль в фильме.

Режиссёрская работа


зори.jpg

Здесь опасений тоже хватало: я, например, боялся, что режиссёр превратит повесть Васильева в современный боевик с хэппи-эндом или что в картине появится жирная и пошлая любовная линия в голливудском стиле. Но Ренат Давлетьяров, по-моему, оказался даже ближе к повести Васильева, чем Ростоцкий в 1972-м. Картина получилась очень красивой и драматичной. Патриотизм не наигран, пафос не напрягае». Очень хороши и закадровые тексты в исполнении Сергея Гармаша.

Отдельная тема – флэшбеки. Они не только рассказывают о жизни девушек до войны: в этих отступлениях режиссёр сумел раскрыть тему оккупации, вторжения и зверств фашистов, и, конечно, сталинских репрессий. Последнее, на мой взгляд, лишнее, у Васильева девушки не были жертвами репрессий. Но в современном кино без этого, видимо, никак – правило хорошего тона. Отдельное спасибо за то, что режиссёр не стал использовать другой модный приём – «очеловечивание» фашистов. Здесь они и вправду фашисты – безжалостные захватчики, не заслуживающие пощады.

Экшн


зори.jpg

Здесь у Давлетьярова самое явное преимущество – за 43 года искусство боевых съёмок шагнуло далеко вперёд. Но это не значит, что экшн затмевает собой драму и вылезает на первый план. Нет, просто во время перестрелок понятно, кто и в кого стреляет. А борьба Васкова с фашистом – это настоящая борьба, а не сцена из индийского кино. В новых «Зорях» стала ясна тактическая задумка Васкова в последнем сражении: заманить фашистов в «мешок». В картине Ростоцкого эта битва была просто непонятной сменой кадров. Бои зрелищные, но без перебора – Федот не крутит «вертушек», а режет врагов из укрытий (если повезёт), да и девушки далеки от вершин снайперского искусства – они просто иногда попадают в цель.

Общее впечатление


зори.jpg

К сожалению, на премьере в киноцентре «Космос» я был единственным зрителем. Поэтому оценить реакцию других зрителей не могу. Скажу за себя — во время фильма частенько пощипывает глаза. Сам себя спрашиваешь: «Чего это я? Ведь знал же, чем всё кончится. и другой фильм, почти такой же, видел…». А всё равно захватывает. И не вспоминаешь, что Кристина Асмус — это «дурочка из «Интернов», и прощаешь авторам мелкие ляпы.

До похода на фильм Давлетьярова я задавался вопросом: «Зачем нужно было во второй раз снимать «Зори»?» Ответить на это вопрос я не могу и сейчас. Но мне больше не хочется искать на него ответ. Могу только повторить то, что все и так знают уже 43 года: «А зори здесь тихие…» — один из лучших отечественных фильмов о войне.


Видео: youtube.com

Фото: Kinopoisk.ru

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp