— Андрей, расскажите, где вы сейчас работаете и какими проектами занимаетесь?
— Я официально трудоустроен во Владивостоке на острове Русском, где сейчас строят океанариум. Там готовится большая экспозиция, посвящённая эволюции жизни в океане. Я консультирую людей, которые работают над проектом, удалённо, ведь нереально из Кемерова туда постоянно мотаться. Кроме этого, я ещё много чем занимаюсь. Например, третий год подряд рисую около трёхсот динозавров для одной испанской книги, пока никаких денег за это не получил, обещали заплатить после выхода издания в свет. Забавно, конечно, ведь я не знаю, напечатает ли издательство эту книгу или нет.
— Как развитие компьютерных технологий повлияло на вашу работу?
— Недавно я стал участвовать в создании аниминированных 3D-моделей совместно с художником Владом Константиновым из Рязани. Он делает модели динозавров, а я ему помогаю как художник по текстурам – раскрашиваю, прорабатываю чешуйки. Наши с Владом работы выставлялись в одном канадском музее, где проходила очень интересная интерактивная выставка. Возле моделей скелетов динозавров стоял планшет, и когда человек брал его в руки и наводил на скелет, тот оживал на экране: моргал, наклонялся и выполнял другие действия. Вот эту анимацию делали мы. Недавно завершили работу над документальным фильмом, который показали на канале National Geographic.
— Как получилось, что почти все ваши проекты иностранные? Да и заметили вас сначала за рубежом, а уже потом в России…
— Когда я искал информацию о динозаврах в интернете, то обнаружил, что основные сайты по этой теме – иностранные. На них же я и разместил свои работы, поэтому меня и заметили за рубежом.
— У нас палеонтология не так развита, как в других странах?
— Я бы так не сказал, просто прошёл период, когда в России было много специалистов по этому профилю. Прошлое поколение уходит, а новых палеонтологов всё меньше готовят в университетах. К тому же, во многих странах больше возможностей проводить раскопки. Например, в США — бедланды (сухой рельеф с глиняными почвами), там слои, содержащие останки динозавров, легкодоступны. В России таких мест мало, но много лесов, болот. Хотя, судя по геологической карте, у нас должно быть много динозавровых местонахождений: в Западной Сибири, в Забайкалье, на Дальнем Востоке… Но там очень труднодоступные места для раскопок: тайга или высокий слой глины. Поэтому российские палеонтологи мало занимаются именно динозаврами, они работают с другими группами – беспозвоночными, например. Что касается финансирования, то и западные учёные, как и российские, жалуются, что у них не хватает денег, им постоянно приходится какие-то гранты получать. Государство их в этом мало поддерживает.
— А вы сами участвуете в раскопках?
— Да, всё началось с того, что в 2006 году палеонтолог Юрий Болотский, который раскопал целое «кладбище» гигантских гадрозавров, увидел в интернете мои картинки, написал мне, что поражён их анатомической точностью, и пригласил на раскопки. Два года подряд я ездил в Благовещенск, однажды поучаствовал в раскопках в Шарыпово, а в прошлом году – в селе Шестаково. О последнем я грезил с детства и только сейчас смог осуществить мечту. Теперь я хочу, чтобы там нашли какие-то новые виды динозавров – хищников, например.
— Недавно найденного в Шестаково пситтакозавра сибирского вы уже нарисовали?
— Я нарисовал его не по заказу: это было моей личной инициативой. Просто с детства «болел» этим Шестаково – как-то наткнулся на статью о пситтакозаврах, и они меня очень заинтересовали. В 2007 году побывал в музее Томского университета, там я изучил скелет пситтакозавра, сфотографировал его, прочитал описание и после – нарисовал.
— Не считая пситтакозавра сибирского, у вас есть ещё «любимые» динозавры?
— Этот вопрос мне очень часто задают. У меня вызывают интерес недавно найденные виды. Я их тут же хочу нарисовать. Мне нравится работать с изображениями внешне необычных динозавров, например, утконосых.
— Кроме удовольствия, что ещё вы получаете от профессии? Я имею в виду материальную сторону: сколько зарабатывают палеоиллюстраторы?
— В журналах и книгах есть свои расценки для иллюстраторов. Когда я рисовал для таких изданий, это стоило примерно 2500 рублей за полосу — стандартные российские цены для художников. В больших иностранных издательствах гонорары за один рисунок начинаются от 100 долларов. У палеонтологов зачастую вообще нет денег, они не платят за работу, и помогаешь им из научного интереса, ну и чтобы ещё раз заявить о себе. Последняя выставка моих работ проходила в Испании – изначально абсолютно бесплатно. Мне было самому интересно, чтобы мои рисунки висели в музее. Местные палеонтологи говорят: «Мы всё равно тебя отблагодарим». А я-то знаю, что у них с деньгами проблемы, и попросил их просто прислать мне научные книги, которые у нас не купишь. И ещё мне один палеонтолог сказал: «Я тебе лично из своего кармана 200 долларов заплачу».
— Как строится работа палеоиллюстратора?
— Сначала мне пишут (обычно в соцсетях): «Не хотели бы вы проиллюстрировать новый вид динозавра?» Я отвечаю: «Конечно». Заказчики присылают мне информацию, какие-то научные статьи об этом виде, рукописи и прочее. В последнее время прилагают ещё трёхмерный скан того, что откопали учёные. Я могу у себя на компьютере повертеть это изображение, рассмотреть получше. В помощь себе я изготавливаю объёмную фигурку динозавра из полимерной глины, а потом уже делаю с неё рисунок. Эта методика многим художникам по душе. С 2008 года я рисую в «фотошопе» на планшете. Это очень облегчает работу: не нужно возиться с краской, водой, искать большое помещение. К тому же, с помощью компьютерной графики я могу реализовать все свои задумки, что не всегда получается сделать красками. В «фотошопе» в любой момент можно поменять цвет, размер и добиться хорошего результата, а это для меня самое главное.
— Насколько важна в вашем деле фантазия, или в палеоиллюстрации нужно опираться только на научные знания?
— Конечно, очень важна, ведь наука не знает наверняка, как выглядел тот или иной динозавр. С другой стороны, человек с хорошей фантазией может нарисовать вообще каких-нибудь фантастических драконов. Важно основываться на научные знания: экологию, зоологию, ботанику. Мне в этом смысле помогает биологическое образование, оно сформировало моё мировоззрение.
— На чём основываются научные знания о динозаврах, например, откуда учёные узнают, какого цвета была чешуя у того или иного вида?
— Наука продвинулась довольно далеко, и стало возможным узнавать, какого цвета был динозавр, но это в основном относится к тем видам, которые были покрыты перьями. С помощью электронной микроскопии можно определить расцветку. Либо если найден отпечаток шкуры динозавра, и у него была неоднородная чешуя, с каким-то рисунком, то можно предположить, какая у него была окраска. Если, например, на хвосте мелкая чешуя чередуется с крупной, то, возможно, динозавр был полосатый. Но зачастую расцветка древних животных – это фантазия иллюстраторов.
— Получается, если на рисунках изображены динозавры зелёного цвета, на самом деле они могли быть белыми или чёрными?
— Они могли быть какими угодно. Мы можем точно сказать, что если вы нарисуете чёрного или белого динозавра, то не допустите ошибку: такие тоже существовали. Если вам доведётся увидеть изображение тираннозавра белого цвета, то это будет стопроцентная правда, потому что особь могла быть альбиносом. Изображение динозавров пятнистыми или полосатыми – это, конечно, фантазия, но она основана на научных знаниях о современных животных.
— С внешностью динозавров понятно, но как учёные узнают об их повадках?
— Если у динозавров остаётся невредимой мозговая полость, её можно изучить: где какие нервы, какого размера были полушария. На основе этих данных учёные составляют характеристику. Предполагается, как могло себя вести животное: как курица безмозглая или как умная обезьяна? Также есть палеонтологические подтверждения – находки. Например, если вокруг взрослой особи найдено много маленьких, то можно сказать, что этот вид заботился о потомстве.
— Насколько правдоподобны изображения динозавров, которые были сделаны 20-30 лет назад и раньше?
— Я могу сказать, что они современные. Сов-ре-мен-ны-е, понимаете, о чём я говорю? Они основаны на том уровне знаний, которыми люди распоряжались тогда. Это было современное представление учёных о динозаврах. Раскопки, исследования, новые технологии помогают нам получать всё больше знаний. Например, если раньше была найдена только одна косточка динозавра, то его реконструировали абы как. Потом нашёлся целый скелет, и вид изобразили совсем иначе. Может быть, сейчас рисунки динозавров сделаны с фантазией, но они приближены к тому, как они могли выглядеть в реальности. Есть такие старые книги, в которые не просто допущены ошибки, там вообще всё придумано. Вот, например, вы видели, как китайцы изображали львов? На скульптурах у этих животных странные рожи и огромные пасти. Естественно, в Китае львов нет, поэтому они наслушались рассказов путешественников и так их изобразили. Так же примерно и выглядят динозавры в старых книгах.
— В детских энциклопедиях изображения достоверные?
— Большую часть детских энциклопедий можно выбросить в мусорный ящик — настолько они безграмотно составлены и ужасно проиллюстрированы. Это касается не только книг про динозавров, но и детской биологической литературы: там столько ляпов! В интернете даже есть сайт, который эти ошибки публикует. Издатели берут картинки в интернете. Часто даже подписывают их неправильно. Например, на рисунке изображена цапля, а возле неё подпись: «Зимородок». Непрофессионализм ужасный в этой сфере. Потребители покупают книги, ничего не зная о них, а там ужас такой.
— Какие перспективы у кузбасской палеонтологии?
— Раскопать в Кузбассе можно ещё много чего – в том же Шестаково работа ведётся каждый год, постоянно появляется новый материал. К нам часто приезжают учёные из Москвы и других городов. Единственное, в Кузбассе нет своих палеонтологов, потому что нет научного центра, нет вузов, в которых бы их готовили. Только сейчас возникла необходимость в таких специалистах, потому что появился свой материал.
— Зато в Кузбассе есть палеоиллюстратор. Кстати, сколько таких людей в мире?
— Трудно посчитать, потому что нет чёткого определения, кто такой палеоиллюстратор. Кто этот человек? Такой профессии по сути не существует, это просто область деятельности, специализация. У нас в стране, например, есть просто художники, которые рисуют динозавров. Также есть любители, они в своё удовольствие занимаются палеоиллюстрацией, совмещая это увлечение с бизнесом или другой работой. Есть палеонтологи, которые рисуют динозавров, но они не зарабатывают этим. Для меня палеоиллюстрация – это профессия, главное занятие. Таких людей, которые бы сотрудничали с палеонтологами, публиковались, зарабатывали бы этим на жизнь, я ещё не встречал.
— Вы — семейный человек. Как жена относится к вашей профессии? Сын Даниил собирается продолжить ваш путь?
— Ну жена не внезапно узнала о моей работе. Когда мы познакомились, я уже этим занимался. Она поддерживает меня, ценит и уважает. Сыну нравится то, чем я занимаюсь, но у него другие интересы. Он говорит: «Папа, я пойду нарисую планеты и звёзды». Даниил посмотрел видео, где показаны Нептун, Юпитер, Плутон, и он стал их перерисовывать. Его увлекают ряды элементов, которые чем-то объединены: дорожные знаки, планеты, звёзды, числа. Мне вообще кажется, что он математиком будет. Для меня главное, чтобы он нашёл то, что ему больше всего нравится, и что у него получается лучше всего.
Иллюстрации: Андрей Атучин.