Дорога жизни
«Вдоль хорды, начиная от Юрги и заканчивая Таштаголом, у нас проживает 80% населения, то есть порядка 2 млн 300 тысяч людей, — поясняет первый заместитель губернатора Максим Макин. — Мы знаем, что если транспортная доступность уменьшается на час, то в экономике это порядка 10% себестоимости. Всё просто: топлива меньше, ремонта меньше, товары доставляются быстрее, в целом логистика вся быстрее. Это дорога жизни».
Такие «дороги жизни», какой назвал Максим Макин кузбасскую автомагистраль, начали строить в Европе еще в 20-х гг. прошлого века. В России же сеть скоростных магистралей развита до сих пор очень слабо. За Уралом и до самого Владивостока мы единственные. К тому же, в европейской части страны дороги первой категории, как правило, платные. У нас же от этой идеи отказались сразу. И, по словам руководителя «Дирекции автодорог Кузбасса» Олега Шурыгина, платным кузбасский автобан уже не станет, ведь такие вопросы решают еще на стадии проектирования.
Мы строили, строили…
На самом деле дорожники делают уже четвёртый участок автобана, а не третий, как принято его называть. Первый, протяжённость которого составила всего 5,4 км, сдали в присутствии прежнего министра транспорта РФ Игоря Левитина ещё в 2006 году. В 2007-м строительство автомагистрали с разрешённой скоростью до 130 км в час началось в полную силу. Генеральным подрядчиком стал «Автодор», который к 2011 году закончил участок в 24,5 км. Следующую часть трассы открыли в 2013-м – это 19,5 км до поворота на Чусовитино.
«До того, как появился первый участок дороги, из Ленинска-Кузнецкого в Кемерово, необходимо было ехать примерно 1,5 часа. Сегодня эта дорога занимает 50 минут. А с запуском последнего участка это расстояние можно будет преодолеть уже за 30—35 минут, — считает первый заместитель губернатора Максим Макин. — Но нужно понимать, что за 10 лет трафик тоже изменился. И если бы этот участок не построили, то сейчас нужно было бы потратить на дорогу из Кемерова до Ленинска не 1 час 30 мин, а 2-2,5 часа.
Бонусы, помимо экономии времени
На дороге первой категории в Кузбассе предусмотрена интеллектуальная система управления движением, система раннего обнаружения зимней скользкости и удалённое видеонаблюдение за дорожными объектами. Системы включают в себя дорожные автоматические метеостанции, дорожные видеокамеры, оснащённые GSM-роутерами для беспроводной передачи информации, а также табло, на которых отображается текущее время, температура воздуха, температура дорожного покрытия, скорость и направление ветра, видимость, погодные условия. Установлены на автомагистрали уже электронные дорожные знаки.
По словам Максима Макина, со временем вдоль трассы появится инфраструктура. Строительство автомагистрали даст новый импульс к развитию прилегающих территорий.
Финальные 17 км
Руководитель «Дирекции автодорог Кузбасса» (является заказчиком проекта) Олег Шурыгин поясняет, что никаких особых отличий в строительстве последнего участка по сравнению с предыдущими нет. Это всё та же сложная трасса с большим количеством искусственных сооружений, а также с непредсказуемыми геологическими условиями.
Самые масштабные работы уже начались – это возведение земляного полотна. Ранее строители подготовились – смонтировали 12 водопропускных труб, забили 1 710 свай, начали строительство двух путепроводов и одного моста, выполнили переустройство всех коммуникаций, ЛЭП, построили скотопрогон, рассказывает заместитель директора «Дирекции автомобильных дорог Кузбасса» Сергей Чигин. Впереди – возведение 400 тысяч кубов земляного полотна.
На объекте работают 195 человек, в основном это кемеровчане и новокузнечане. Их сотрудничество с подрядчиком строится на основе вахтового метода. Также к строительству дороги привлекли 120 единиц техники.
Дорогая дорога
«Нужно понять, что стоимость этой дороги более 30 млрд рублей, если посчитать это в ценах 2016 года», — говорит Максим Макин.
На данный момент по факту Кемеровской области необходимо привлечь из федерального бюджета 6,1 млрд рублей. Они понадобятся, чтобы завершить строительство уникального для восточной части страны дорожного объекта. В 2015 году из федерального бюджета на строительство автобана выделили 400 млн. В 2015 году регион получал 655,8 млн, уточнил Олег Шурыгин.
Последний участок автобана власти обещали сдать до 2019 года. Если позволит финансирование, то, по информации от «Дирекции автомобильных дорог Кузбасса», объект возможно завершить осенью 2018 года.