«Дальше – больше. Именно эта фраза приходит на ум, если пытаться охарактеризовать «Не дыши» в двух словах. После спокойного разогрева создатели постоянно повышают эмоциональную температуру и идут буквально напролом, ни разу не оступившись. Когда кажется, что сейчас будет сбой и сюжет вот-вот окажется в тупике, история выдает очередной элегантный твист с новой порцией кошмара и не перестает удивлять своей изобретательностью».
Сюжет
Фильмом ужасов «Не дыши» назвать нельзя. А вот триллер это отличный. И ведь никакой Америки Альварес не открыл. Молодёжь вломилась в подозрительный дом и нарвалась на то, чего никак не ожидала – сколько таких фильмов мы уже видели? Но во время просмотра вам будет не до аналогий: фильм держит в напряжении до самых финальных титров.
Наблюдая за страшными приключениями грабителей в доме у слепого старика, я пару раз поймал себя на постыдном желании «выйти подышать», просто потому что очень боюсь того, что сейчас, похоже, случится. Но случалось не то, чего я ожидал, а нечто ещё более жуткое? и оторваться от фильма было решительно невозможно. А напряжение всё нарастает и нарастает, хотя дальше, казалось бы, уже некуда. И когда кажется, что спасительная дверь/окно/вентиляционный щит вот-вот откроется, кошмар заходит на новый виток.
Просто поражает сколько неожиданных сюжетных поворотов режиссёр сумел сделать на таком маленьком пространстве: всё действие происходит в нескольких комнатах и подвале небольшого коттеджа. Сценарий «Не дыши» очень неплохо продуман: ни один молоток, ни одна божья коровка или упавший на пол кусочек металла нам не показывают зря. Как в хорошем «квесте», эти предметы обязательно сыграют свою роль. Финал очень неоднозначный, заставляет задуматься и даже намекает на сиквел. И логически фильм выстроен очень качественно – вопросов к сценарию почти не возникает.
Но всё-таки эти вопросы есть. Некоторые моменты кажутся совсем уж неправдоподобными. Я, конечно, не эксперт в анатомии, но уверен: если молодой человек (даже не очень сильный) со всей дури ударит кого-то по голове здоровенным молотком, то этот кто-то наверняка отправится прямиком в лучший мир. А если удар ещё и повторяют, то результат гарантирован. Но нет – страшный слепой старик после такой процедуры прыти не теряет, даже не замедляется. Я, конечно, понимаю, что это спецназ США, но всему же должен быть предел. Ещё пару-тройку таких режиссёрских огрехов внимательный зритель обязательно заметит. Но, честно говоря, испортить отличный фильм Альвареса они неспособны. Потому что во всём остальном «Не дыши» практически безупречен.
«Можно подумать, что от актеров в таком фильме требуется немного, но это не так – наоборот, при минимуме диалогов и «установочных» сцен им нужно было создать емкие и убедительные образы. К чести ведущей четверки, ни один не «лажает».
Грабители
Как нормальный человек назовёт троицу, которая замыслила украсть все сбережения у слепого ветерана? Правильно, отморозками, и это ещё вежливый вариант. Но в «Не дыши» эти отморозки – в центре повествования. И режиссёр однозначно намекает: спешить с выводами не стоит – на окраинах Детройта ангелы не воспитываются. Да, при первом знакомстве герои вызывают какие угодно чувства, но не симпатию – наглые и циничные грабители. Но и ненавидеть своих героев режиссёр не позволяет. На протяжении всего фильма испытываешь очень противоречивые чувства. С одной стороны, жажда наживы, даже под угрозой смерти, возмущает. Но в то же время не сочувствовать и не переживать за героев невозможно. От мысли, что красавицу Рокки (Джейн Леви) сейчас жестоко и изощрённо прикончат, становится прямо-таки физически нехорошо.
Героиню Леви нельзя назвать главным персонажем «Не дыши». Но видно, что режиссёр симпатизирует ей больше всех. Она единственная девушка в фильме. Из всех героев она находится в самой тяжёлой жизненной ситуации, с мамой-алкоголичкой и маленькой беззащитной сестрёнкой. А самое главное — этот персонаж прекрасно отыгран. За время фильма Рокки предстаёт перед нами целеустремлённым подростком, испуганной и подавленной девушкой, злобной фурией. И эти образы очень гармонично сменяют один другой. Любовь зрителя героине Джейн Леви обеспечена.
Совсем другое дело – её бойфренд Мани (Дэниэл Дзоватто). Вот это типичный продукт американского гетто. «Гангста стайл», «украл, выпил — в тюрьму» и всё такое. Просто обнести чью-нибудь квартиру ему мало – нужно ещё и на пол в гостиной помочиться, чтобы веселее было. Жлоб и подонок, каких его поискать. Испытывать к нему жалость невероятно сложно. Лично у меня не получилось. Зато именно он произносит ключевую фразу фильма: «Слепой – не значит святой». Как в воду глядел.
И, наконец, третий грабитель – Алекс (Дилан Миннетт) – герой однозначно романтический. Если бы не явные чувства к Рокки, он бы на скользкую дорожку вообще не встал – недвусмысленно даёт понять Альварес. Алекс – единственный, кого всерьёз заботит моральная сторона вопроса, он сомневается и испытывает муки совести. Он – единственный, кто способен на подвиг не ради выживания, а ради более высоких чувств. Отдадим должное малоизвестному актёру Миннетту – свою роль он исполнил замечательно.
«Что реально позволяет «Не дыши» дышать, так это Стивен Лэнг. Его слепой ветеран-садист чуть ли не один из самых харизматичных хоррор-злодеев последних лет. Совмещая физическую силу и жестокость с беззащитностью и отчаянием, актер выдает выразительные и сильные сцены на протяжении всей картины».
Слепой
А вот и «альфа и омега» фильма «Не дыши» — безымянный слепой старик в исполнении Стивена Лэнга. Ключевой персонаж, сыгранный так, что можно аплодировать стоя. От намертво прилепившегося к Лэнгу образа «морпеха» совсем уйти не удалось, но таким страшным его вы ещё не видели! Жалкий при первой встрече, на протяжении фильма он раскрывается перед нами во всё более страшном образе. И, что самое жуткое: всё время, зараза, молчит. От этого всё, что вытворяет несчастный слепой ветеран, становится ещё ужаснее. Старик даёт понять, что пощады не будет. Грабители для него – не больше, чем крысы или тараканы, пробравшиеся в дом. С ними ведь никто не говорит и не даёт им пощады – просто уничтожают. А когда страшный дед, наконец, снисходит до разговоров, легче не становится. «Бога нет, а значит, я могу делать всё, что хочу» — в тандеме с небольшой тайной, которая обнаружилась в подвале у ветерана войны в Ираке, от этих слов шевелятся волосы на голове. Без всякой мистики этот персонаж выглядит страшнее большинства монстров, созданных авторами «ужастиков» в разные годы.
Поклонникам триллеров в конце лета 2016 сильно повезло. И повезло, как говорится, «на ровном месте» — никто не ждал от «Не дыши» ничего особенного. Зато сегодня те критики, что топтали Альвареса за картину «Зловещие мертвецы: чёрная книга», теперь воспевают его режиссёрский талант. В золотую коллекцию жанра «Не дыши», может быть, и не войдёт, но если вы любите дёргать себя за нервы, бояться, вздрагивать и вскрикивать, то Фредерико Альварес приготовил для вас отличный аттракцион.