«Джейсон Борн» следует уже созданному стандарту, как робот, и не удивляет или затягивает больше, чем на секунду».
Джейсон Борн
Многие СМИ особо отмечали тот факт, что Мэтт Деймон был согласен сниматься в пятом по счёту «Борне», только в том случае, если режиссёром будет Пол Гринграсс, снимавший вторую и третью части франшизы. Казалось бы, вот тебе любимый режиссёр, вот бюджет в 120 миллионов и возможность участвовать в создании сценария. Играй в своё удовольствие! Но что в итоге подарил нам Мэтт Деймон?
Хорошая новость: Джейсон Борн всё ещё в отличной форме. Это нам дают понять уже на второй минуте действа, когда экс-агент снимает майку, чтобы за деньги помахать кулаками на потеху каким-то арабам. Красавец по высшим «боевиковским» стандартам, не придраться!
Плохая новость: всё остальное. Герой и раньше не мог похвастаться особым красноречием, но теперь он бережёт слова, как доллары. Ей богу, легендарный Терминатор Шварценеггера был многословнее, чем вполне живой Джейсон. С богатством мимики дела обстоят ещё хуже: за два часа с лица Борна ни разу не сошло хмуро-плаксивое выражение. В этом фильме Деймон здорово смахивает на Дженнифер Лоуренс в последней «Сойке-пересмешнице»: всё время тяжело дышит и в любой непонятной ситуации порывается зарыдать.
Боевыми качествами суперагент тоже не особо порадовал. Ну иногда бьёт кого-то, в основном, гуманно, не насмерть (он же киллер, вставший на путь Добра), изредка постреливает. Но того драйва, что сделал франшизу «Джейсон Борн» популярной 14 лет назад, в его действиях нет и в помине. Такое ощущение, что Деймон играл стиснув зубы, на «морально-волевых», чтобы отработать гонорар. Но как же тогда быть с красивой историей о воссоединении актёра с любимым режиссёром?
«Джейсон Борн – это я. В смысле тоже ничего не помню: сюжет нового боевика выветривается сразу же после выхода из зала, если не раньше».
Захватывающий сценарий Борна
«Джейсон Борн» может похвастаться сценарием, примитивным, как каменный топор. Понятно, что от подобных фильмов особых изысков и не требуется, но это слишком даже для боевика. Не мудрствуя лукаво, Гринграсс просто запустил противостояние Борн-ЦРУ на новый круг. И всё по тем же рельсам. Ничего, ну ничегошеньки не поменялось, кроме гаджетов в руках персонажей. Детективная составляющая? Эффект неожиданности? Да бросьте, кому всё это нужно! Задолго до того, как злодей-спец займёт снайперскую позицию, вы уже будете знать, в кого он попадёт и с каким исходом. И финал картины вы тоже сможете предсказать до мелочей, едва лишь познакомившись с действующими лицами. Как будто у зрителей, как у самого Борна, за последние годы напрочь отшило память.
Примитивизм вообще стал девизом создателей пятого «Борна». Что же это за агенты разведки такие? Никаких оперативных навыков и умений: услышали по рации – «Борн в Афинах» — побежали в Грецию. «Нет, он уже в Берлине» — рванули в Германию. К тому же, и слабые они какие-то — Борн проходит через их ряды, как кабан через камыши, даже неинтересно смотреть. А все секретные документы всего ЦРУ, кстати, лежат на сервере в папке «Секретные документы», чтобы хакеры не путались. Соберётесь взламывать, не забудьте: ЦРУ/Документы/Секретные документы. Скачивается одним файлом за 5-7 минут даже со слабенького «железа».
Компенсировать убогую сюжетную линию создатели даже не пытаются. Ни вам романтики, ни юмора – Джейсон Борн по определению далёк от таких глупостей. Вместо этого картина переполнена монологами о патриотизме, благополучии страны (понятно какой) и злодействах во имя высшей цели. Эти мудрые слова, даже в устах такого мастера, как Томми Ли Джонс, приводят в бешенство – настолько неуместно и фальшиво они звучат.
«Данная тема — спецслужбы следят за всеми через соцсети — к настоящему моменту уже достаточно обмусолена, но она, к сожалению, самое актуальное и современное, что есть у пятого фильма франшизы»
Недруги Борна
Это, как водится, чуть менее, чем весь мир во главе с «шишками» из ЦРУ. И к этим «шишкам», пожалуй, меньше всего претензий. Томми Ли Джонс (директор ЦРУ Роберт Дьюи) вновь подтвердил свой высокий класс – его персонажа очень хочется убить. Лицемер, интриган и сволочь в абсолюте. Отправляет в расход своих и чужих, не задумываясь. Не сам разумеется – для этого у него есть спец уровня Борна в исполнении Венсана Касселя. Классический, очень качественно исполненный «цепной пёс», к тому же, люто ненавидящий человека по имени Джейсон Борн.
Возможно, самый интересный персонаж – специалист ЦРУ по киберрасследованиям Хизер Ли (Алисия Викандер). Она до конца заставляет сомневаться, кто перед нами: беспринципная карьеристка или дама, не чуждая романтики? В условиях, когда другой интриги вообще нет, спасибо и на этом. Впрочем, от самой Викандер сценарий многого не требовал: появляться в нужных местах и говорить с каменным лицом. Ни в какое сравнение с её Габи из «Агентов А. Н. К. Л.» эта роль не идёт.
«Хотя новая работа Гринграсса и Дэймона должна казаться свежим возобновлением франчайза, на самом деле «Джейсон Борн» — еще один клон, снимать который было совершенно не нужно. Все знакомые детали сюжета присутствуют, но ничего не добавляют к предыдущим картинам Гринграсса. Может лучше отправить Джейсона Борна на пенсию?».
«Джейсон Борн» не скатился на самое «дно» лишь благодаря трём красивым экшн-сценам: погоне по улицам охваченных беспорядками Афин, шпионским разборкам в Лондоне и, опять же, погоне в Лас-Вегасе. Здесь всё красиво и стильно, есть драйв, но затмить откровенно плохой сценарий и неубедительного главного героя мастерам спецэффектов оказалось не под силу. Пожалуй, звучный эпитет в названии последней части «борниады» всё-таки уместен. «Бледная немочь Борна» была бы в самый раз.