В мае 2017 года малоизвестная сеть тренажёрных залов Кемерова провела заманчивую акцию. Любой желающий мог купить абонемент в «тренажёрку» на полгода за небольшие деньги. Никаких специальных условий: заполняешь анкету – получаешь абонемент на полугодовое безлимитное посещение зала за 2 000 рублей. Только в документе помимо базовой информации о клиенте значилось обязательное условие «Написать номера телефонов пяти друзей или знакомых». А очередь в последний день действия акции выстроилась в «тренажёрке» немаленькая – человек 15. Несложно посчитать, что в руках сотрудников зала за пару часов оказались номера телефонов минимум 75 кузбассовцев.
Буквально на следующий день указанным в анкете номерам посыпались звонки с приглашениями на бесплатное кулинарное шоу. Онлайн-журнал Сибдепо уже писал о том, что на деле там продавали обычную посуду за сотни тысяч рублей и навязывали кредиты. Мы, конечно же, верим в добро и единорогов, но слишком уж последовательно всё произошло, и вывод напрашивается сам.
И это не единственный пример. Уверены, и вам на телефон регулярно поступают звонки от всевозможных неизвестных или давно знакомых компаний с предложениями услуг, навязыванием покупки всемогущих пылесосов и подобранных специально для вас банковских предложений. Некоторые компании только звонками не ограничиваются. Кто-то шлёт сообщения на телефон, электронную почту, а в последнее время – и в мессенджеры. Читатели онлайн-журнала Сибдепо попросили нас разобраться в вопросе.
Мы узнали, откуда компании берут базы с номерами телефонов, законна ли такая реклама и как навсегда избавиться от шквала звонков и сообщений.
А в чём, собственно, проблема?
Проблема в бесконечных звонках в любое время дня и не всегда безвердных сообщениях и электронных письмах. Даже если вы потратите пять минут своей жизни, выслушаете заготовленный заранее и зачитанный скрипт о кредите, который разработали специально для вас – лучшего в мире клиента, – а потом вежливо откажете, выдержав бомбардировку аргументами, не факт, что вы навсегда избавитесь от повторных звонков. У телемаркетологов существует правило «Клиентская база отдыхает три месяца». Если сейчас вы отказали, пусть и в достаточно грубой форме, вам позвонят вновь. Это одна из проблем – навязчивые звонки с запредельно милыми и неперебиваемыми операторами.
Другая, возможно, более существенная проблема – спам. Сообщения на личную почту приходят не всегда от добросовестных компаний. Нередко в электронных письмах и СМС указаны ссылки на заражённые сайты.
«В спам-письмах часто содержатся файлы с вирусами или ссылки на мошеннические сайты. Обычно они похожи на те, которыми мы привыкли пользоваться: социальные сети, личные кабинеты банков и так далее. В зависимости от того, что это за вредоносный сайт, пользователь может «засветить» пароль от своего аккаунта или скачать вредоносное ПО. Или ещё проще – перейти по ссылке и подтвердить спамеру, что почтовый ящик активен, его читают, а значит, туда и дальше можно слать спам», – объясняет разработчик сайтов Антон Сюваев.
Открывая такое письмо, вы рискуете заразить гаджет или компьютер вредоносной программой. Так спамеры крадут логины и пароли к банковским системам, аккаунтам в почте и соцсетях. А уже затем с их помощью получают доступ к вашим сбережениям.
Откуда у них вообще мой номер телефона или адрес электронной почты?
Номера телефонов и адреса электронной почты мы оставляем не только понравившейся девушке в ресторане. Мы это делаем практически везде. Заполняя анкеты для участия в бонусных и скидочных акциях магазинов, на различных сайтах при регистрации. Потом эту информацию добывают с нарушением закона о персональных данных. И продают.
В Сети можно найти сотни сайтов по продаже баз данных. Словно бутик с эксклюзивной одеждой, только на полках лежат персональные данные пользователей. В списке таких «магазинов» есть и архивы с номерами телефонов и именами жителей разных регионов, в том числе и Кемеровской области. Сайты позволяют даже выбрать необходимую потенциальную аудиторию: хочешь, есть контакты СМИ, физических лиц, автосервисов, ГИБДД и так далее.
Стоят базы данных от сотни до нескольких тысяч рублей. Проверять, скачивать архивы и переводить деньги неизвестно кому мы, конечно же, не стали. Потому что большинство подобных объявлений – «развод» и способ заработать на доверчивых пользователях.
Имеют ли компании право рассылать сообщения и звонить без моего согласия?
Как объяснили в пресс-службе Роскомнадзора по Кемеровской области, операторы сотовой связи обязаны установить соединение между любыми пользователями сотовой сети. Поэтому звонить в абонентскую службу и кричать на первого попавшегося оператора не стоит.
Но в статье 15 Федерального закона «О персональных данных» и статье 18 закона «О рекламе» прописано, имеют ли право компании разглашать персональные данные человека – к которым относятся адрес электронной почты, номер телефона, ФИО, адрес регистрации, паспортные данные и любая другая информация, которая прямо или косвенно относится к физическому лицу, – и использовать их в рекламных или других целях.
«Если озвученное по телефону предложение направлено конкретному лицу, оно – рекламное. Если абонент дал согласие на использование своего номера для этих целей, СМС-рассылки и звонки не запрещены. При этом реклама признаётся распространённой без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. И рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием», – рассказала Сибдепо пресс-секретарь Кемеровского УФАС России Анна Дрешер.
И это правило касается не только звонков и рекламных СМС-сообщений, уточнили в пресс-службе регионального отделения Роскомнадзора.
«Обработка персональных данных для продвижения товаров, работ, услуг на рынке с помощью прямых контактов с потенциальным потребителем через средства связи без предварительного согласия субъекта персональных данных является незаконной. Это относится также к политической агитации. При этом закон не конкретизирует средства связи. Это могут быть телефонные звонки, электронная рассылка или сообщения в мессенджерах», – добавил руководитель Управления Роскомнадзора по Кемеровской области Игорь Банных.
Как защитить свои персональные данные?
Самый действенный способ защитить свои персональные данные – не давать их никому и никогда. Не оставляйте адрес электронной почты на открытых сайтах, в комментариях, на форумах.
«Заведите отдельную электронную почту для спама. Указывайте этот электронный адрес при регистрации на сторонних сайтах, в анкетах магазинов и так далее. Главное – обезопасить основной «ящик», на который зарегистрированы аккаунты в соцсетях, банках и прочих важных местах. Также для сайтов объявлений, таких как Avito, заведите отдельную SIM-карту и указывайте её номер телефона», – советует Антон Сюваев.
Помимо этого никогда не вступайте в переписку со спамерами и не отвечайте на подозрительные письма, как бы одиноко вам не было хмурым осенним вечером.
В соцсетях, личном кабинете электронного банка, электронной почте включите двухфакторную аутентификацию. Для входа на сайт или в личный кабинет на номер телефона будет приходить СМС с одноразовым кодом. Таким образом, если кто-то получит ваши логин и пароль, для входа в аккаунт ему придётся завладеть и вашим телефоном.
Внимательно заполняйте анкеты, пользовательские соглашения, с широко открытыми глазами оформляйте скидочные и бонусные карты в магазинах. При регистрации на сайте со смешными гифками про котиков достаточно отжать галочку напротив поля «Я согласен на рекламную рассылку» или «Согласен на обработку персональных данных».
И, само собой, пользуйтесь простыми правилами безопасности в Сети: устанавливайте сложные пароли для аккаунтов, cовременные антиспам-фильтры и антивирусы, мойте руки перед едой.
Как избавиться от рекламных звонков и спам-рассылок?
Итак, вы сделали всё (или ничего) для защиты своих персональных данных, а звонки и СМС продолжают стремиться к вам словно фильмы о супергероях на широкие экраны. Что ж, пора пустить в ход тяжёлую артиллерию.
Если вы ещё хотите некоторое время поболтать с представителем компании и пощеголять знаниями законов РФ, задайте звонящему несколько вопросов. Узнайте, откуда у него ваш номер телефона, какая организация предоставила информацию о вас и есть ли у звонящего наименование, юридический адрес, ИНН, прочие данные компании и ваше письменное согласие на рекламные звонки. Уверенно и крайне проникновенно попросите представителя компании исключить вас из списка рассылки. Существует вероятность, что так оно и будет. Если вам звонят представители добросовестных компаний, которые действительно пользовались вашими персональными данными в рамках закона, «телефонное преследование» прекратится.
«Вы имеете право обратиться к оператору с требованием прекратить обработку ваших персональных данных в рекламных целях. Согласно статье 17 Федерального закона «О персональных данных», если субъект персональных данных считает, что оператор обрабатывает его персональные данные с нарушением требований закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке», – рассказал руководитель Управления Роскомнадзора по Кемеровской области Игорь Банных.
Интересно, что Федеральная антимонопольная служба разработала программу«РосСпам», которая доступна пользователям Android. Это приложение автоматически пересылает спам-сообщение в антимонопольную службу со всеми необходимыми документами.
Помимо этого по-старинке можно подать заявление в территориальный орган: принести лично или отправить почтой в Кемеровское УФАС России по адресу улица Ноградская, 5, 3 этаж, 650000.