История вопроса
«Матчасть» в данном случае скудная донельзя. Согласно сохранившийся летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», рязанский воевода Евпатий Коловрат во время падения города находился в Чернигове с крупным отрядом – должен был соединиться с ратью соседей и прийти на помощь своему князю Юрию. Но черниговцы на битву так и не собрались, а рязанская дружина, вернувшись домой, Рязани уже не обнаружила. Озверев от горя, ратники догнали войско Батыя, дождались, когда оно расположится на отдых, налетели и начали резать всех, до кого могли дотянуться. Каким был финал, догадаться несложно – самые скептически настроенные историки исчисляют армию монголов 70 тысячами юнитов (самые смелые говорят о 300 тысячах, большинство склоняется к 100-120). В то же время отряд Коловрата (вместе с выжившими рязанскими мужиками) принято исчислять 1,5-2 тысячами человек.
Вот, собственно, и вся история, не считая явно лирических отступлений о восхищённом храбростью урусов великом хане. Но с точки зрения режиссёра она прекрасна – на этот «скелет» можно нарастить такие детали, что получится первоклассный хардкорный боевик, либо военно-историческая драма. Но не сложилось…
«У Шурховецкого с Файзиевым получилась героическая сказка в духе «28 панфиловцев» в стилистике «300 спартанцев» Зака Снайдера… но в сюжетной основе «Коловрата» нет даже того примитива, который худо-бедно двигал вперед боевые сцены Снайдера»
Сюжет
Понятно, что слово «легенда» в названии давало Файзиеву свободу для творчества. Но речь всё-таки идёт об исторической эпохе. И хоть как-то ей соответствовать режиссёр не пожелал. Воссоздавая Рязань XIII века (в графической студии, разумеется), он почему-то выбрал в качестве первоисточника фантазии художника Всеволода Иванова о «Ведической Руси». Сходство явное, разве что без ездовых мамонтов. Деревянные стены, на потеху археологам, вздымаются метров на 30, не меньше. И окружают исключительно терема-игрушечки. Впрочем, не будем придираться – это же всё-таки творчество. Главное, чтобы на фоне этих декораций разворачивался захватывающий сюжет.
Но «захватывать» зрителя «Легенде о Коловрате» просто-напросто нечем. Главную составляющую картины – батальные сцены – можно описать одним словом – убожество. Бюджета в 360 миллионов рублей хватило на пару десятков рязанских витязей и на 40-50 монголо-татарских воинов (не считая массовки, изображавшей панику во вражьем стане). Остальные сто тысяч участников событий, по примеру «Викинга» отрисованы и наблюдают за происходящим издали. И вишенка на торте – в картине про гибель Рязани нет штурма Рязани. А ведь, согласно исследованиям археологов, до штурма была ещё битва в поле, в которой рязанское войско и погибло… Видимо, режиссёр посчитал, что в военно-историческом фильме эти события совершенно лишние.
Зато режиссёр счёл уместным разбавить события чистым фэнтези. Монах-чернец по имени Нестор обитает в ледяной пещере и имеет собственного медведя размерами с некрупного индийского слона (нарисованного по технологиям конца 90-х). И этим медведем без зазрения совести травит захватчиков. Ладно бы весь фильм изобиловал ведьмами, лешими, симургами и прочими фольклорными персонажами – была бы полноценная героическая сказка. Но нет – всё, кроме медведя, вполне земное. Что это было? Зачем? Ответы знает только Джаник Файзиев.
Драматическая линия тоже подкачала – для того, чтобы мы прониклись горем героев, их надо мало-мальски раскрыть. Но куда там – к окончанию картины даже сам Коловрат всё так же непонятен, как на первых минутах. В довершение всего, в фильме совершенно отсутствует хотя бы элементарная логика. Первые кадры: маленький отряд элитных монгольских воинов во главе с лучшим полководцем Батыя Хостоврулом за каким-то шулмасом шляются по лесам вокруг Рязани (за 10 лет до вторжения) и нападают на горстку ратников, которых сопровождает маленький Евпатий (без пяти минут Коловрат). Вот зачем они это сделали? Ради пяти пленников? Или монгольскому темнику просто захотелось размяться подальше от родного стойбища? Фильм полон таких вот абсурдных и не связанных друг с другом эпизодов и, конечно, ужасных диалогов. И лишь одно в картине вызывает уважение – работа каскадёров во время батальных сцен (пусть они и сводятся к единоборствам). Работали действительно профессионалы, «боёвка» неплохо исполнена и отлично снята.
«В предании Евпатий описан как могучий богатырь навроде былинных героев, но авторы фильма показали Коловрата рядовым парнем без косой сажени в плечах и яркой харизмы. Мол, «если судьба прикажет, то героем может стать любой»
Отважные русичи
Главный герой «Легенды» волей Файзиева был понижен в звании от воеводы до десятника. Видимо, опять подвёл бюджет: воеводе командовать десятью воинами как-то неприлично, на сотню (хотя бы) денег не нашлось. Кроме того, Евпатий Коловрат в этой версии – в самом прямом смысле «больной на всю голову» — страдает тем же недугом, что Люси из «50 первых свиданий». Но, невзирая ни на что, остаётся на хорошем счету у князя. Роль витязя-неадеквата досталась дебютанту большого кино Илье Малакову. Впрочем, молодой актёр заслуживает добрых слов, хотя бы за то, что сам исполняет все трюки.
Ещё имеется боевой товарищ Коловрата Каркун. Его играет Александр Ильин из «Интернов», так что, стоит ему раскрыть рот, поневоле ожидаешь, что сейчас он позовёт Романенко бухать. В отличие от Малкова, бойцовских талантов у Ильина не обнаружилось. Поэтому он только стреляет из лука. Но зато наяривает, как из автомата, а стрелы пробивают монголов насквозь — Леголас позавидует.
Все прочие, включая Юрия Рязанского (Алексей Серебряков) и жену Коловрата Настю (Полина Чернышова) – персонажи эпизодические. Несколько реплик, пара-тройка батальных сцен – и до свидания. И ни один из них не играет в полную силу, ни одному не веришь, даже Серебрякову (который, кстати, после «Левиафана» обещал больше не играть в кино).
Злобные захватчики
Скажите, вас возмущает обилие «клюквы» в голливудских фильмах, где упоминается Россия и россияне? Бесит искажение фактов и нелепые образы русских/советских людей? Тогда вы прекрасно поймёте, что почувствует житель Монголии, познакомившись с «Легендой о Коловрате». Даже обидно за них. Хан Батый (истинный внук Чингизхана, на секундочку) выглядит и ведёт себя, как китайская принцесса. Для справки: в монгольской армии ещё со времён Тамерлана царила жесточайшая дисциплина. И за ношение трофейного шмотья в походе можно запросто укоротиться на голову. Одежда воина – латы из бычьей кожи и кольчуга, еда – мясо и кобылье молоко. И хан был первым, кто подавал пример народу воинов. А если бы это было не так, то монголы растворились бы в завоёванных ими китайских провинциях задолго до нашествия на Русь. Женственный и капризный Батый просто смешон. А его финальное «Я бы такого воина держал возле самого сердца» звучит даже несколько двусмысленно.
Но не это главное. Внимание, историки: монголо-татары в картине Файзиева не сражаются верхом. Вообще. Максимум – прискакивают к месту боя и спешиваются. Ни одного верхового лучника в войске Батыя, ни одного кадра с человеком, выпускающим стрелу, сидя в седле! Это в великой армии всадников, которая была лучшей на планете именно благодаря подвижным конным стрелкам! А у файзиевских монголов конницы самый минимум – орда выстраивается в каре и наступает ровными рядами, на зависть римским легионам. Орда! Лица монголов выкрашены в синие и золотые цвета, а на голове у Хостоврула – настоящий римский шлем времён заката третьей Республики. И вот этот дешёвый маскарад сровнял с землёй Русь, которую в те времена величали Гардарики — «страна великих городов»?
Отечественный блокбастер — зверь странный, в одиночку на охоту не выходит: где «Большой» (премьера в Большом), там и «Матильда» (премьера в Мариинке), где «Время первых» (поддержано Первым каналом), там и «Салют 7» (поддержан ВГТРК). Так что не стоит удивляться выходу — менее, чем через год после нашумевшего «Викинга» — нынешней «Легенды о Коловрате».
Подведём итоги. У съёмочной группы не нашлось денег на приемлемое количество лошадей, без которых фильм о татаро-монголах невозможен. На приличную массовку, судя по всему, средств тоже не нашлось. По-настоящему звёздных актёров в картине не задействовано, за исключением Серебрякова, чья роль мала и незначительа. Зато нашлись финансы на месяц рекламы на федеральных каналах. Учитывая расценки «Первого» и «России», речь может идти о сумме с семью нолями – истошное «Коловрааат!!!» звучало в эфире этих каналов едва ли не каждые 10 минут в течение месяца. Закрывая вопрос о деньгах: 12 лет назад Файзиев с куда более скромным бюджетом снял прекрасный во всех отношениях «Турецкий гамбит». Как говорится, почувствуйте разницу. Что случилось за эти 12 лет? Куда делся его режиссёрский стиль?
В качестве исторического фильма «Легенда о Коловрате» ужасна, а качестве боевика – скучна, в качестве драмы – смешна. И даже как сугубо пропагандистский продукт она несостоятельна. Потому что непонятно: к чему она призывает? Летописная версия истории о Коловрате и его витязях подошла бы куда больше – воины-берсерки, готовые умереть за свой дом, раз уж не получилось его защитить. Это мог быть прекрасный фильм. Но в итоге это – позор отечественного кино и провал года, как и другой амбициозный «исторический» проект годичной давности.
Впрочем, у российского кино ещё остался последний шанс закрыть год достойным фильмом: создатели «Легенды №17» уверяют, что фильм о советских баскетболистах на Олимпиаде в Мюнхене получился даже лучше, чем история Валерия Харламова. Скрестим пальцы и будем ждать 28 декабря.