— Судьба безбилетных пассажиров общественного транспорта заинтересовала Госдуму. Разработан целый законопроект. Почему и зачем?
— В начале этого года в Новокузнецке кондуктор высадил из общественного транспорта школьницу. Она не оплатила проезд. Девочка ехала одна, без сопровождения взрослых, а на улице было 35 градусов мороза. Выгнать ребенка на улицу в такой ситуации — значит подвергнуть его жизнь опасности. В автопарке потом выяснили, что терминал перевозчика не смог корректно считать информацию с транспортной карты пассажирки. То есть, вины ребенка не было. Но даже если бы она была — можно ли выгонять человека на мороз в такой ситуации? Каждую зиму в России происходят подобные случаи, которые иногда заканчиваются даже гибелью людей. Об этом много пишут, показывают по ТВ, но почему-то ничего не меняется.
Мы подробно изучили проблему и пришли к выводу, что Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые установлены постановлением правительства РФ, к сожалению, не содержат положений о том, как должен действовать перевозчик в подобных ситуациях.
Мы направили запрос председателю правительственной комиссии по транспорту Аркадию Дворковичу, который поручил разобраться в проблеме Минтрансу. Надо отдать должное органам исполнительной власти: они не только быстро ответили на запрос, но и разработали по результатам его рассмотрения законопроект. Суть законопроекта в том, что безбилетный пассажир не может быть удален из транспорта, если это поставит его в опасное для жизни и здоровья положение.
— Кто и как будет определять опасность высадки пассажира в каждом случае?
— Вопросы перевозки пассажиров наземным транспортом регулируются федеральным законодательством и региональными законами. Однако я полагаю, что для установления единой правоприменительной практики правительством России будут подготовлены подзаконные акты, регламентирующие основные критерии. Проще говоря, в подзаконных актах будет четко сказано, какие условия считать опасными.
— Контролеров и водителей будут наказывать за нарушение новых правил? Если да, то как?
— Каждый субъект федерации вправе устанавливать административную ответственность за нарушения в сфере перевозки пассажиров. Думаю, что при вступлении новых положений в силу, каждый регион проведет необходимую работу на своем уровне, чтобы требования закона соблюдались перевозчиком неукоснительно.
— Каким образом транспортные компании будут информировать своих сотрудников о том, что граждан в определенных условиях высаживать из транспорта нельзя?
— Транспортные компании могут и не информировать своих работников. Но незнание закона не освобождает от ответственности. По этому в интересах самих транспортных компаний следить за изменениями законодательства и разъяснять их своим работникам. Иначе неприятности будут и у рядовых сотрудников и у руководства.
— Может быть, это просто вопрос совести, человечности — не выгонять на мороз ребенка или инвалида без билета?
— Вряд ли те кондукторы, которые выгоняли детей на мороз, делали это из ненависти. Мы все понимаем, что проблема на поверхности. Кондукторы и водители при своей достаточно невысокой зарплате просто боятся быть оштрафованы или уволены за малейшее отступление от правил, установленных руководством. Ответственность тут больше на руководстве транспортной компании, которое требует выполнять план любой ценой и грозит штрафами по любому случаю. Хотелось бы напомнить всем сотрудникам транспортных предприятий, что Уголовным Кодексом уже предусмотрена ответственность за оставление малолетнего, пожилого или находящегося в болезненном состоянии лица в опасности (ст. 125 УК РФ). Если с ребенком, которого выгнали из транспорта, что-то случится, отвечать по закону все равно придется.