«Фильм об опальном футбольном тренере, с позором преданном забвению после фатального проигрыша на финальном матче, оказался не «Движением вверх», а скорее самым первым «Рокки» — разумеется, с поправкой на другой вид спорта»
Сюжет
Фильм «Тренер» — даже близко не о подъёме российского футбола с колен. И это безмерно радует. Нет, Козловский-сценарист предложил Козловскому-режиссёру классический и, возможно, самый удачный сценарий для спортивного кино – историю о «сбитом лётчике», который заново ищет себя в спорте. Как и положено, он делает это не в одиночку (командная ведь игра), а во главе компании записных лузеров из провинции.
Победа над собственной ничтожностью – это отличная карта. 18 лет назад её мастерски разыграл Ховард Дойч, сняв «Дублёров» — практически эталонный фильм о профессиональном командном спорте. Данила Козловский в своём дебютном фильме сработал ни капельки не хуже, при этом не уходя в откровенную клоунаду. У Киану Ривза была команда толстяков, «дрищей» и «отбитых на всю голову», а у Козловского – обычные мужики из провинциального города, которые мало чем отличаются от собственных фанатов.
Прекрасно раскрыта тема выживания футбольного клуба в провинции. «Футбол – это выжженная земля с трёхметровым слоем говна», — доверительно сообщает герою мэр Новороссийска, намекая на важность спорта для городских властей. Кемерово, Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий – вам эти слова ни о чём не напоминают? Козловский бьёт «по больному» — за пределами МКАД футбол – это сплошные беды и проблемы.
Козловскому-режиссёру удался ряд очень сильных сцен, которые запомнились бы зрителю, даже если бы всё остальное совершенно не получилось. Сцена под кодовым названием «Юра, мы с тобой!» — это лучшее, что может быть в спортивном кино, на одном уровне с пробежкой Рокки по Филадельфии gonna fly now. Есть ещё прекрасно переданные бессильная ярость и отчаяние наставника, который видит, как его основа «сливает» игру (а замены-то всего три). Многих не оставит равнодушными «Последняя поэма» в исполнении футбольных фанатов – очень неожиданно, интересно и свежо.
Справедливости ради, во всех остальных случаях музыкальные композиции подобраны совершенно безвкусно – в этом отношении у «Тренера» всё плохо. Ещё один минус – любовная история. Не сама по себе, а из-за актрисы, исполняющей роль возлюбленной героя.
Но на этом недостатки фильма, к счастью, исчерпаны. В остальном «Тренер» — сильный, яркий и динамичный фильм. Да история банальная и наивная, но не на уровне ненаучной фантастики. Да, результат невероятный, но отнюдь не невозможный – в мировом футболе не так уж и редко появляются «золушки» — сборная Исландии и английский «Лестер» подтвердят. Главное, чтобы эмоции не казались фальшивыми, а футбол не был скучным.
«За свою жизнь я посмотрел немало фильмов про футбол и хочу сказать, что это большая редкость, когда игра передана так реалистично. Наверное, «Тренер» — какой-то уникальный случай, когда футбол показан так, как он происходит на самом деле. Это выражено в движении футболистов, это понятно по розыгрышу комбинаций на поле. Все мы когда-то выходили на поле, все так или иначе играли в футбол — либо на уровне любителей, либо на уровне профессионалов. Зрители должны узнать свои чувства от игры в этом фильме. Это важный момент»
Нобель Арустамян
Комментатор телеканала «Матч ТВ»
Футбол
Если к создателям «Движения вверх» у знатоков были претензии по поводу реалистичности, то к футболу в «Тренере» не придраться. Ощущение, что ты наблюдаешь за настоящей игрой, не покидает. Это не набор самых красивых финтов, пушечных ударов и филигранных подкатов. И не схематичное перекатывание мяча между диалогами. Нет, это именно настоящий футбол. В матчах с участием новороссийского «Метеора» не забивается по 5-6 мячей, а по 1-3, как и бывает в ФНЛ чаще всего. Но зритель в кино в более выгодной позиции, чем болельщик на трибуне – он всегда с самого выгодного ракурса следит за нужным игроком или вместе с камерой взлетает над стадионом. Операторская работа проделана изумительная, а актёры двигаются ничуть некогда звёздного Дмитрия Сычёва, который выступает за «Метеор» под фамилией Додин. На выходе получаем картинку, не уступающую фильмам «Гол» и «Гол 2», где в кадре играли Бэкхем, Зидан, Джерард и ещё целая россыпь игроков мирового уровня.
«Проблема «Тренера» не в том, как звезды смотрятся вместе, а в том, что романтика не вписывается в концепцию фильма, и она отъедает время, которое можно было потратить лучше. Если Козловскому хотелось добавить в кадр эстрогена, надо было просто расширить роль президента клуба в исполнении Ирины Горбачевой. Это более занятный персонаж, чем героиня Зуевой»
Герои
Естественно, в центре внимания сам Данила Козловский. И это было нужно – ему и зрителю — чтобы подчистить карму одного из лучших актёров страны после «Викинга» и «Матильды». В указанных фильмах он становился заложником убогого сценария, но теперь-то всё зависело только от него. И Козловский-актёр не подкачал. Его Юрий Столешников – один из лучших киношных наставников, на одном уровне с Сэмюэлем Л. Джексоном («Тренер Картер») и Джином Хэкменом («Дублёры»). При этом Юрия нельзя назвать исключительно положительным. Он не раз неприятно удивляет, а порой и вовсе выглядит мерзавцем. Но всегда блистает. И при этом, как ни удивительно, не приковывает всё внимание к себе любимому, а даёт раскрыться другим.
Важные роли в «Тренере» сыграли Андрей Смоляков и Владимир Ильин – актёры старой школы, любимые в этой стране всеми. Ещё один Ильин – Александр, смотрится не менее убедительно, чем его маститый дядя. Вот что значит – человек на своём месте: ведь это тот же актёр, что ужасно играл в «Коловрате». А тут – гляньте, какая красота. Тёплых слов заслуживает и Ирина Горбачёва сыгравшая президента «Метеора», местами явно списанная с Ольги Смородской из московского «Локомотива». Игроков же «Метеора» следует воспринимать, как одного актёра – хорошего и убедительного.
В общем, провальная роль в «Тренере» только одна – актриса Ольга Зуева настолько безнадёжно угробила всю любовную тему, что даже обидно за всех остальных.
Подведём итог: «Тренер» — фильм на любимую массовым зрителем и актуальную тему, без сюжетных дыр и режиссёрских ляпов. Он отлично выполнен технически и великолепно – с точки зрения футбола в кадре. В нём один прекрасный актёр играет в окружении других прекрасных актёров. При его просмотре будут поводы восхититься, растрогаться, попереживать, посмеяться и задуматься.
В пассиве – плохая женская роль и плохо подобранная музыка. Но первое – это побочная и не значимая сюжетная линия, а второе всё же не имеет определяющего значения. Так что, на наш взгляд, режиссёрский дебют Данилы Козловского более, чем удался. Прекрасный повод побывать в кинотеатре.